Кино Политика

Свастики и алкоголь: как внедряли пропаганду в мировой мультипликации

0 18802

Ещё со времён начала использования массовой пропаганды (Первая мировая война) одним из её главных объектов было подрастающее поколение. Занятно, что примерно с тех же времён начала активно развиваться мультипликация.

В этой статье мы разберём яркие примеры пропаганды в мультипликации. 

Однако стоит понимать, что в такие спорные вопросы, как пропаганда не должны трактоваться однозначно и тем более, не находясь в историческом контексте событий нельзя объективно утверждать что является пропагандой, а что нет. 

Например, безобидные кадры того как Микки Маус утром идёт на работу могли создаваться, как пропаганда рабочего образа жизни среди детей американских фермеров.

В то время, как мультфильм «Межпланетная революция» 1924 года вполне мог создаваться идейными людьми, не имеющими намерений промывать кому-либо мозги.

Мы не знаем и никогда не узнаем мотивов создания того или иного произведения, именно поэтому, правильней будет называть работы, которые мы рассмотрим примерами того что сегодня выглядит как пропаганда. 

Вероятно в Европе времён первой мировой были пропагандистские мультфильмы, однако подавляющая часть европейских плёнок не сохранилась до нашего времени. К тому же мультипликация в те годы ещё не окончательно сформировалась как жанр искусства, большинство работ были экспериментальны и не имели идейного подтекста. Например, динозавр Герти 1914 года.

Ранние мультфильмы СССР создавались в советских учебных заведениях и просто обязаны были иметь идейную составляющую. Первый же полнометражный мультфильм СССР «Китай в огне» протестует против иностранного вмешательства в дела Китая и выступает в поддержку китайской революции. 

Параллельно на студии «Культкино» за два года выпускают целый ряд взрослых картин, высмеивавших буржуазию, церковь и Запад: «История одного разочарования», «Германские дела и делишки» и «Случай в Токио», «Советские игрушки» и «Юморески», к сожалению, большая часть этих работ не сохранилась. 

Но если ранняя мультипликация РСФСР была, в основном, художественной, то в Европе чаще встречались рекламные мультфильмы, например «Дым и зеркало», в котором дым от сигареты курильщика превращался в танцующих для него балерин или «Голубое чудо» — картина, по сюжету которой сигарета из пачки «Muratti» путешествует по миру.

Ну, а самым ярким периодом пропаганды в мультипликации считается вторая мировая война. Самая развитая мультиндустрия и самые развитые технологии производства в то время были в США, именно поэтому первые антивоенные мультфильмы начали появляться именно там. В них Гитлера представляли как слабоумного обезумевшего человека.

а саму Германию как несчастное угнетённое общество.

В то время проблема безграмотности ещё была актуальной, поэтому в 1942 году министерство обороны США заказало у Warner Bros мультфильм про рядового Снафу, который рассказывал солдатам о том что нужно и что нельзя делать в армии.

Но и немцы не отставали, например, они сняли мультфильм «Нимбус освобождённый», в котором персонажи американских мультиков бомбят территорию Франции. Целью мультфильма было убедить жителей окупированной страны в том, что союзники не собираются освобождать их и что американско-британские войска превратят Францию в руины.

Мульт-пропагандой среди собственного населения фашистская Германия начала заниматься уже ближе к концу войны, когда народ стало необходимо мотивировать, но было уже поздно. 

Один из примеров — «Свадьба в Коралловом море», мультфильм 44-го года, в котором приводится аллегория на мир оккупированный большевиками. И хотя этот период мировой истории запомнился как наиболее пропагандистский, у Советского Союза в во время войны попросту не было средств на анимационную пропаганду. 

Союзники выпускали сотни мультфильмов, а в СССР их были единицы — низкобюджетные, чёрно-белые, зачастую с переиспользованием кадров из мультфильмов про гражданскую войну. Основные примеры — «Стервятники», «Не топтать фашистскому сапогу нашей родины»,"Чего хочет Гитлер?", «Бей фашистских пиратов!», «Крепкое рукопожатие».

Следующим витком в советской мультпропаганде стали годы холодной войны. При том, политических работ, таких как «Акционеры» или «Миллионер», высмеивающих капиталистические ценности, было не очень много.

Чаще это была антитабачная или антиалкогольная пропаганда, например, мультфильм «Ваше здоровье». 

и многие многие другие, выпускавшиеся почти что до развала СССР.

В мультипликации США тех времён политическая пропаганда была распространена намного сильнее. Учебный мультфильм для младших классов «Сделай меня свободным» просто и доходчиво рассказывал школьникам о том что Свобода — хорошо. Коммунизм — плохо, поскольку при коммунизме все становятся рабами.

Ну, а каждый день по американскому ТВ показывали знаменитое шоу Рокки и Бульвинкля, которые противостояли злым силам в лице советских шпионов.

И, хотя, по заявлению создателей, этот мультфильм был сатирой, понимали это не все. В то же время в США выходило огромное количество пропагандистских мультфильмов о войне во Вьетнаме, однако были и подпольные мультфильмы выступающие против войны, такие как «Микки идёт во Вьетнам», в нём знаменитого мультперсонажа убивают сразу по прибытию на войну.

Возможно, именно эти контркультурные работы повлияли на снижение уровня военной мультпропаганды в США. 

После правления президента Никсона пропаганда в американской анимации стала являть собой скорее положительный пример — детям рассказывали о вреде курения, пьянства, наркотиков и преступного образа жизни, данная программа поддерживается правительством США и по сей день.

Вообще, в наше время пропаганда в мультфильмах подверглась серьёзному переосмыслению — теперь, в частности, мультяшки не могут появляться с сигаретами или алкоголем. Много в общем чего сегодня нельзя.

Порой борьба запреты и связывание мультипликации с политикой доходит до абсурда, например, крупная газета Times назвала, казалось бы, безобидный мультфильм «Маша и Медведь» путинской пропагандой.

Но, хоть пропаганду и принято критиковать, периодически подобные мультфильмы всё же появляются, однако, у зрителей они вызывают негодование. Мультфильм «Дети против волшебников», демострировавшийся курсантам кадетских училищ имеет среднюю зрительскую оценку 1 из 10.

Также стоит понимать, что не во всём мире детская военная пропаганда подверглась осуждению, в Северной Корее до сих пор выходит и имеет популярность мультфильм «Бурундук и Ёжик» — мультфильм является аллегорией на мировую ситуацию (неужели северокорейское правительство и правда видит мировую ситуацию так?), главные герои это как бы северокорейцы, сражающиеся с хищниками из Южной Кореи, США и других стран, которые по сюжету мультика нападают на них. 

Сцены жестоких расправ и расстрелов в этом мультике пугают намного больше, чем весёлая резня в каком нибудь Happy Tree Friends. В мультфильме даже есть медведи, олицетворяющие собой русских. К слову, главные герои напаивают их алкоголем и убивают во сне.

Статью подготовил Вася Свежий, заходите в мою группу ВК, если, как и я, интересуетесь мультипликацией.