Военное дело

Сверхновые российские истребители перекроют американцам небо

0 12492

Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о начале работ по созданию истребителя шестого поколения в «ОКБ Сухого». Планы по модернизации боевой авиации подтвердил и глава Воздушно-космических сил Российской Федерации генерал-полковник Виктор Бондарев: «Идут работы и шестого, и, наверное, седьмого поколения».

Западные наблюдатели уже обратили внимание на эти заявления. «Россия смотрит в будущее войн в воздухе и уже готовит „синьки“ для самолетов шестого и седьмого поколений», — написало, например, издание The Fiscal Times.

Надо уметь отделять пропагандистские заявления чиновников ОПК, которые на этом делают карьеру, от технологических вопросов, которые находятся в компетенции инженеров-авиастроителей. Тогда в публикациях СМИ, как российских, так и зарубежных, не будет возникать каша из терминологии, считает член Общественного совета при Минпромторге РФ, ранее вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям России Владимир Рубанов.

«Можно сколько угодно говорить о том, что вы создали или создаете самолет пятого, шестого, да хоть двадцатого поколения, и это будет не более чем пиар. А вот давайте брать конкретную модель, сравнивать с ее аналогами и только тогда говорить, ушла она от них вперед на корпус, на полкорпуса или на палец», — сказал он «Ридусу».

Работы над боевой авиацией будущих поколений в России в самом деле ведутся. Но нет ничего опаснее для обороноспособности страны, чем шапкозакидательские настроения, подчеркивает эксперт. Политики за базар не отвечают — отдуваются разработчики в КБ.

«Я бывал на авиационных заводах в США, смотрел их разработки и на чертежах, и в образцах. Что касается конструкций планеров, аэродинамики корпусов, „железа“ в целом — тут российские авиастроители в самом деле могут гордиться своими достижениями. Но принадлежность современного боевого самолета к новому поколению определяется не формой крыла или тягой двигателя. Она зависит от компьютерной начинки, софта. А здесь российские разработчики военного ПО, мягко говоря, не на высоте», — утверждает Рубанов.

Кроме того, современный истребитель никогда не воюет в одиночку. Каждый боевой вылет — это работа целого информационно-ударного комплекса наземных и спутниковых систем, которые координируют и подсказывают пилоту действия в реальном времени.

Современный самолет, по сути, собирается как пазл — из множества различных блоков. Заказчик имеет возможность выбрать, чтобы эти блоки были ему и по карману, и отвечали стандартам и поставленным задачам уже собранной модели. 

В этот пазл обязательно входят системы целеуказания, система обеспечения радионевидимости (stealth) и радиоэлектронной борьбы, разнообразная авионика и бортовые компьютеры. 

Конструкторы «Сушек», конечно, могут купить какие-то лучшие решения на мировом рынке, но их тормозит императивное требование руководителей ОПК использовать при разработке машин только отечественный софт, и это становится для инженеров камнем преткновения.

«Школа авиастроения в России есть, талант не пропьешь. Но времена, когда великие самолеты создавались „на интуиции“, уже прошли и на Западе, и в России. В российских авиационных КБ существует реальная проблема с кадрами, потому что множество талантливых инженеров ушли в коммерческие структуры и вместо перспективных авиационных боевых комплексов занялись разработкой бизнес-джетов. Конструкторов масштаба Туполева или Сухого сейчас в России практически нет», — вздыхает эксперт.