Общество

Свобода слова против патриотизма

18 1665

«Царьград» наехал на журналиста ВГТРК Константина Сёмина из-за его критики патриотизма в эфире государственного канала. Его критика заключалась в том, что из-за столкновений «непримиримых патриотизмов» происходят войны. 

Такая позиция имеет право на жизнь. 

«Царьград» же придерживается позиции, что патриотизм сакрален, а поэтому его нельзя, тем более в эфире государственного канала, подвергать какой-либо критике. 

Во-первых, нужно отходить от понятия государственного телевидения. Телевидение, которое содержится на налоги граждан, не должно формулировать только государственные подходы к политике и жизни общества. 

Телевидение должно быть общественным и на нём должны выражаться разные позиции, так как не существует правильной и не правильной позиции. Должно происходить столкновение политических концепций и идеологических подходов. 

Мне, чаще всего, совершенно не нравится идеологизированные позиции Константина Сёмина, как последовательного левака. Но мне нравится, что на госканале существуют позиции, которые критикуют решения власти. 

На общественном телевидении должна существовать критика, там должен присутствовать голос оппозиции. Общественное телевидение — это элемент контроля за властью со стороны гражданского общества. 

У нас же государственное телевидение — это лишь рычаг пропаганды и информационного сопровождения действий властей. России ещё предстоит пройти путь от государственного телевидения к общественному. 

Во-вторых, патриотизм, конечно же, не является чем-то сакральным. Даже немного странно, что левого Сёмина консервативный «Царьград» критикует, придерживаясь какого-то советского и крайне идеологизированного похода к патриотизму. 

Патриотизм должен возникать у людей естественным путем. Зачастую происходит путаница причинно-следственных связей. Государственный аппарат и чиновники говорят о том, что нужно воспитывать патриотизм, — и особенно у молодого поколения. 

Хотя патриотизм появляется естественным образом, если у людей есть поводы для гордости за свою страну. В стране высокие пенсии и высокая средняя оплата труда? В стране высокая продолжительность жизни? В стране качественная и доступная медицина и образование? В стране развивается наука? Если эти элементы присутствуют, то патриотизм у людей возникает естественным образом. 

Если этими элементами гордиться нельзя, то включается в ход пропаганда патриотизма. Такой патриотизм, в основном, основывается на победах прошлого — на истории, культуре и искусстве прошлого, на военных победах, на спортивных победах. Такой патриотизм всегда нужно поддерживать, так как его основы не основательны и имеют кратковременный характер. Военными победами прошлого, например, можно гордиться в определенные праздничные дни в течение года.

В ежедневном же бытовом формате люди встречаются с общественными городскими пространствами, с дорогами и общественным транспортом, с медициной и образованием, с коммунальным хозяйством и т. д. И если эти элементы не вызывают удовлетворения и чувства гордости, то и места для патриотизма тут нет, сколько бы его не пытались выпестовать с помощью телевидения и каких-то молодежных программ наши чиновники. 

Ведущий программы «Агитация и пропаганда» на телеканале «Россия 24» Константин Сёмин критику патриотизма приурочил к материалу о 100-летии окончания Первой мировой войны. 

Он сказал: «Столетняя годовщина становится поводом для излияния патриотических чувств, как будто сама война не была результатом столкновения непримиримых патриотизмов». 

Есть в его словах доля правды? Есть. 

Возможно, термин патриотизм даже не самый подходящий в данном случае. Лучше говорить о гиперболизации государственных интересов, которая возникла одновременно у большого числа государств, претендующих на лидирующие мировые позиции. 

По этому вопросу могу посоветовать большую работу Маргарет Макмиллан «Война, которая покончила с миром», посвященную причинам начала Первой мировой войны. 700-страничная работа, рассказывающая о том, в каком состоянии подошли к войне её основные участники. В книге представлен глубокий анализ мотивов каждой страны по вхождению в ту войну. 

Поэтому совсем упрощать до «столкновения патриотизмов» тут также не стоит, ведь всё куда сложнее. Но и отрицать это также не имеет смысла.