Уже больше шести месяцев жители Архангельской области борются против появления в Ленском районе Архангельской области экотехнопарка, куда планируют свозить отходы из Москвы.
Рассерженные граждане разбили лагерь прямо около территории будущего полигона, которая вплотную прилегает к железнодорожной станции Шиес, и объявили бессрочный протест.
Корреспонденты «Ридуса» побывали в стане природозащитников и зафиксировали их быт на фото и видео.
Активисты вывешивают в лагере флаги населенных пунктов и регионов, откуда они приехали.
Как рассказывал «Ридусу» главный инвестор проекта Евгений Пеняев, мусор из столицы будут доставлять в плотных брикетах. Данный подход, утверждает Пеняев, практически исключает какой-либо вред экологии, поскольку отсутствие воздушных коридоров в упаковках замедляет процессы гниения.
«Сначала мусор измельчат на более мелкие фракции, отделят от него пластик, металл, бумагу, затем отходы спрессуют, армируют сеткой и проволокой, обмотают в 14—15 слоев пленки.
В таком виде отходы будут доставляться сюда. Брикеты сложат в специально вырытую герметичную нишу, отделанную бентонитовыми матами. Эта ниша не позволит загрязнять окружающую среду», — пояснил инвестор.
Однако активисты с ним не согласны.
По мнению защитников Шиеса, полигон возводится на болотах, а значит, герметичной ниши построить на этой земле не удастся. Люди всерьез опасаются, что пленка рано или поздно повредится, и фильтрат просочится в близлежащие реки, нанеся тем самым непоправимый ущерб флоре и фауне.
Мы против строительства любого полигона на этом месте. Здесь сплошное болото. Мы сейчас зашли в лес, вы не представляете, как мы там чуть не завязли. Шли с палочкой, чтобы только вылезти оттуда. Здесь и машины застревают. И Совет по правам человека при президенте РФ признал 8 апреля, что здесь есть болота, — сказала одна из активисток.
«Пленка порвется еще в дороге. И то, что отходы будут завернуты в пленку, — это требование РЖД. Таковы правила перевозки, а не хранения. Нужно не заворачивать мусор в пленку, а строить мусороперерабатывающие заводы», — вторит ей другая активистка.
«В болоте ничего нельзя захоранивать. Весь сток уйдет в Вычегду, а дальше в Двину и Белое море. Совет по правам человека приезжал в январе. Они сказали, что около Шиеса нельзя строить», — заявил еще один природозащитник.
Еще нас отсюда пытаются выгнать. Но мы имеем право находиться на этом месте. В договоре о субаренде указано, что пользователь не имеет права препятствовать доступу граждан на используемый лесной участок, — говорят активисты.Заместитель директора экотехнопарка Геннадий Титов, напротив, уверен, что болот на месте строительства полигона никогда не было.
«Здесь присутствует глиняный замок, поэтому мы и видим эти лужи. Мы проводили геологические исследования, бурили скважины до 20 метров и нигде грунтовых вод не заметили. Это точно, мы вас обманывать не собираемся», — подчеркнул он, общаясь с активистами во время открытия на станции Шиес информационного центра, где каждый природозащитник может получить ответы на интересующие его вопросы.
Напомним, что в настоящий момент строительство возле станции Шиес законсервировано. Рабочие установили лишь жилой модуль, ангар для ремонта техники, организовали парковочные места. Все эти сооружения не являются объектами капитального строительства.
С 15 июня большей части рабочих в районе станции Шиес не будет. Останутся только те, кто обеспечивает функционирование временных сооружений, сообщил Евгений Пеняев.
Полноценная стройка, заверил инвестор, может начаться только после прохождения целого ряда обязательных процедур. Речь идет об экспертизе на соответствие объекта санитарным правилам, государственной экологической экспертизе в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и экспертизе по границе санитарно-защитной зоны.
Лагерь архангельских природозащитников
Периодически случаются столкновения активистов с сотрудниками полиции, которые обеспечивают порядок на территории планируемого полигона. По данным полковника Юрия Денисенко, только за предыдущие две недели правоохранители задержали около 30 человек. Многие из них приехали из других регионов, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга.
«Сейчас обстановка относительно спокойная. В связи с объявлением о закрытии объекта большинство активистов уже выехали с территории. Возможно, к 15 июня здесь никого не останется», — заявил Денисенко.