На прошлой неделе четверо вооружённых бандитов ворвались в деревенский дом в Тульской области. Хозяин – отец большого семейства – сумел дать отпор бандитам, убив троих кухонным ножом. В областном следственном управлении не сразу определились, кого «привлекать» – налётчиков или хозяина дома Гегама Саркисяна. Правда, уже через два дня официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что Саркисян, вне всякого сомнения, оборонялся. Эта история вновь заставила говорить о такой проблеме, как свободная продажа и ношение короткоствольного оружия. Не остался в стороне от дискуссии и Сыктывкар.
Dura lex
Согласно Закону об оружии (принят 13 декабря 1996 года), граждане РФ имеют право приобретать в установленном порядке гладкоствольное охотничье оружие, либо оружие само-обороны (травматические и газовые пистолеты и револьверы). После 5-летнего стажа владения гладкоствольным охотничьим оружием возможно приобретение нарезного оружия (вплоть до полуавтоматических карабинов). Гражданское оружие не должно иметь возможности ведения стрельбы очередями. Длина гражданского оружия в состоянии, готовом для стрельбы, должно быть более 800 мм. Таким образом, к продаже не разрешены пистолеты, револьверы и укороченные ружья и карабины.
Pro et contra
Сыктывкарский юрист и публицист Владимир Пыстин, уверен, что «авторитетные бизнесмены» давно владеют пистолетами. А если так, то из этих рук оружие может попасть и в руки преступной шпаны. Поэтому законопослушным гражданам стволы необходимы именно как аргумент сдерживания потенциальных преступников.
Противники всеобщего вооружения возражают: сразу после вступления в силу соответствующего закона начнётся война всех против всех. Общество и без того наэлектризовано сверх меры, поступление в розничную продажу пистолетов приведёт к моментальному всплеску бытовой преступности.
Вместе с тем нельзя забывать и об оружейном лобби. По оценкам экспертов, себестоимость производства одного ствола примерно в десять раз ниже его цены.
В СССР человек с пистолетом был частью госсистемы (офицер Вооружённых сил, милиционер, сотрудник спецслужб, партноменклатурщик). Разрешить гражданам Советского Союза свободное владение оружием было абсолютно немыслимо. Для граждан постсоветской России – при всех оговорках – эта перспектива представляется как минимум отдалённой.
Помахал пистолетом
В минувшее воскресенье на Театральной площади Сыктывкара состоялся санкционированный пикет сторонников свободной продажи короткоствольного оружия. Полицейские заверили пикетчиков, что «находятся рядом, если будут какие-то проблемы».
Среди участников пикета был замечен сыктывкарский писатель Сергей Буханцев. Он рассказал: «Недавно ломали двери моей квартиры, а под рукой – ничего, кроме топора. Наверно, нужно кое-что покрепче. Да и груба «топорная работа», выстрелить легче».
Пресс-секретарь сыктывкарского отделения Пиратской партии России Кирилл Чередник заявил: «Криминальные элементы достают оружие на чёрном рынке, почему же законопослушные граждане не могут приобретать пистолеты легально? Статистика показывает, что когда в той или иной стране происходит легализация оружия, уличная преступность резко падает».
Активист движения «Право на оружие» Гавриил Кочанов отметил: «У нас налажены связи с теми, кто продаёт оружие и с различными чиновниками, в том числе и на федеральном уровне».
Правда, другой активный участник сыктывкарского пикета Алексей Колегов отчасти опроверг единомышленника: «Посмотрите, кто выступает против легализации пистолетов – чиновники, полиция. То есть те, кто уже вооружён до зубов. А простой безоружный человек при встрече с бандитами обречён. И только старый добрый чёрный пистолет может помочь гражданам России спастись от криминала».
С этими словами Колегов вытащил ствол, похожий на пистолет Макарова, и с минуту позировал перед объективами фото- и видеокамер. На вопрос, сигнальный это пистолет или боевой, ответить определённо пикетчик отказался.
В России
У россиян уже находится около 20 миллионов стволов. Любое государство рассматривало бы этот арсенал как потенциальную угрозу собственной безопасности. Кошмаром для Президента или министра внутренних дел стала бы мысль, что к этим миллионам двустволок и карабинов могут добавиться миллионы пистолетов.
В Америке
Часто в пример приводится опыт США. Там право граждан на владение оружием закреплено 2-й поправкой Конституции. Поправка (принятая в 1791 году, т. е. когда ещё шла война за независимость) гласит: «Для безопасности свободного государства требуется хорошо организованная милиция» (здесь – народное ополчение). Кроме того, правила владения оружием в США регулируются как на федеральном уровне, так и законами различных штатов. Открытое ношение оружия разрешено в 23 штатах из 50. Без ограничений скрытое ношение оружия разрешено в 38 штатах, а на Аляске и в Вермонте разрешение на ношение оружия вообще не требуется. В Иллинойсе действует полный запрет на ношение оружия.
В Европе
Жителям норвежского архипелага Шпицберген, в том числе школьникам, закон прямо предписывает выходить из дома только с оружием – ввиду высокой опасности нападения белых медведей.