Культура

Таджики показали в Луганске настоящий цирк

2 3944

Здание в форме подковы, которое когда-то через свою воздушную, стеклянную фасадную часть на всю округу сияло светом, привлекало внимание случайных прохожих медью оркестра и пестротой афиш. 

Так было до войны, а сейчас там царит «мерзость запустения». Хотя буквально через какой-то квартал от этого безрадостного зрелища по основной артерии города в минувшие выходные текла пестрая толпа людей в париках и с накладными носами.

— Участниками нашего фестиваля были артисты из Германии, Франции, Чехии, Соединенных Штатов Америки, — жизнерадостно сообщает репродуктор, сопровождающий пеструю кавалькаду. А открывавшие шествие байкеры, словно по инерции тащили за мотоциклами флаги названных стран, представители которых в этот раз в Луганск не приехали.

Причины неприезда — разные, но основная, конечно же — это пропаганда. Кто-то просто не понял, что ему делать на оккупированной некими бородатыми боевиками территории, где под жестоким гнетом страдает украинский Луганск, а бедные дети в вышиванках, перед сном слезно молят святых Бандеру и Шухевича, чтобы восстали они, пришли, да освободили родные земли от клятых злочинцев. 

1 © Алексей Топоров

Кто-то банально испугался, представив как ему в полуразрушенном пространстве между гримеркой и сценой придется петлять, уворачиваясь от автоматных очередей, мин и «точек У». Кто-то же банально не захотел портить собственное замечательное международное реноме.

Потому состав участников XIII-го Международного фестиваля «Цирковое будущее» ограничился весьма предсказуемой географией: ЛНР, ДНР, Россия, Белоруссия и Таджикистан. Последний и вовсе было несколько «натянут»: в Луганск приехали таджикские студенты Московского циркового училища.

2 © Алексей Топоров

— Поначалу из них только двое говорили по-русски, — делились впечатлениями об экзотических ребятах их столичные преподаватели. — Мы буквально по пятам за ними ходили, от училища до общежития, чтобы не дай Бог в какую-нибудь дурную историю не попали.

И, нужно отметить, что упорство московских педагогов было вознаграждено сторицей, на смуглых акробатов было любо-дорого смотреть, а по их лицам было видно, насколько парни полюбили свое дело и отдаются ему всей душой. Благодарная луганская публика также ответила на их неподдельный энтузиазм шквалом аплодисментов.

Сказать, что фестиваля в Луганске ждали — не сказать ничего. Только через одного меня, которому по добрым дружеским связям, удалось получить на халяву пять лишних билетов, туда прошли, как минимум, три семьи. 

3 © Алексей Топоров

Мамочки выглядели нарядно и празднично, будто бы шли на премьеру в оперу, что и понятно — жизнь взрослых луганчан теперь радует не часто, а душа человека все же требует праздника, особенно женская. 

Ну, а детям, как всегда, хотелось чуда. Мне кажется, большинство его-таки дождались, хотя были и такие, кто уходили с представления. Почему? Возможно, что все дело, на мой сугубо непрофессиональный взгляд, в общемировых цирковых тенденциях. 

Все это не с Дю Солея началось, и не им закончится: сегодняшний цирк делает ставку на зрелищность, акробатику и хореографию. Молодежь в Луганске как могла (времена-то не простые), пыталась этим трендам соответствовать. А вот, например, наши прабабушки и прадедушки ходили в цирк в основном ради фокусников, силачей и борцов. А мы — наше последнее поколение советских школьников, ради клоунов, дрессированных львов и медведей на велосипедах.

— Как я рада, что там не было животных, мои дети ни за что бы на такое не пошли, — категорично заявила мне подруга, начитавшаяся новомодных теорий о том, что судьба циркового животного ничем не лучше судьбы узника концентрационного лагеря.

— А вот и ошибаешься, — не без злорадства замечаю я. — Там были ручные голуби.

— Ну, это ладно, — выдыхает она. — Голуби — это не животные, а тупые птицы, которых я с детства терпеть не могу.

И славно. Хотя кому-то, возможно, клоунов и медведей на велосипедах все же не хватило.

Зато изящных и гибких юных дев, рвущихся парить под куполом на головокружительной высоте, было более чем. Правда кулисы Украинского музыкально-драматического театра, принявшего в этом году фестиваль, далеко не всем зрителям позволяли увидеть то, что акробатки вытворяли под потолком. Потому выходило несколько комично — девы ракетами взмывают в небеса, оставляя публике в лучшем случае любоваться на свои стройные ножки. Зрелую публику последнее обстоятельство откровенно веселило, дети же были в некотором недоумении. Ну что ж, таковы издержки пребывания фестиваля и цирка в статусе «погорельцев».

4 © Алексей Топоров

— Я надеюсь, что уж к зиме мы наш цирк восстановим, — делится надеждами директор Луганского цирка и организатор фестиваля Дмитрий Касьян. — Стекла у нас есть, вся сложность в профильных конструкциях, которые оказались довольно хрупкими, особенно после того как постояли под напором стихии всю осень и зиму. Но, если мы этого не сделаем сейчас, то боюсь, потом уже наш цирк восстановить будет просто невозможно.

Касьян благодарит друзей из Москвы, во многом благодаря которым цирковой праздник состоялся. Ну, и, конечно же, по европейским меркам отважного руководителя цирковой школы из швейцарского Лугано Лидию Мигани, в очередной раз приехавшую оценивать молодые таланты.

— Лидию мы вообще считаем своей, — признался, выступая на гала-концерте фестиваля, глава ЛНР Игорь Плотницкий. — Расстояние между Луганском и Лугано — это всего несколько букв. Поэтому, я надеюсь, что со временем Лугано станет частью Луганской Народной Республики.

С не меньшим энтузиазмом, чем гостью из Швейцарии, зрители встречали и директора Московского училища эстрадно-циркового искусства Валентину Савину, которая возглавила жюри и, словно заботливая мама, опекала юных участников конкурса. Ведущим же вечера стал уроженец Донбасса, ныне московский шоумен Сергей Сыров, по словам организаторов, сделавший немало для того, что праздник состоялся.

В принципе, ради этого, старались многие, и старались из всех сил — сам Плотницкий взял мероприятие под личную опеку. А председатель местного парламента — Народного Совета Алексей Карякин, два дня подряд ходил на представления, чтобы, по его словам, полюбоваться на «кнопок» — малышей, скачущих на шарах.

Действительно, очень важно, находясь на острие атаки, будучи участником драматичной и крайне непростой истории, хотя бы на секунду вновь почувствовать себя ребенком. Чтобы остаться человеком. А также дать детям, волею судеб попавшим в ту же историю, почувствовать себя детьми. Показать то, что они живут не в рукотворном аду, а в мире, где всегда есть место чудо, сказке, празднику.

Здание луганского цирка мертво. И праздник в честь циркового искусства пошел по совсем другой улице. Но жива надежда. На светлое воскресение. Только ею и живет Донбасс...