У нас плохо знакомы с сегодняшней трагической египетской историей. Хотя нельзя исключать и другого варианта: главные закопёрщики «стояния на Болотной», наоборот, весьма основательно осведомлены об истоках египетских событий, рассматривая их в качестве «дорожной карты» для России.
Но так или иначе, а понимание того, что произошло в Египте, очень полезно для оценки русской ситуации.
В прошлом году я был в Кире. Не у пирамид, которые, похоже, никого сегодня не интересуют, а в коптском квартале, в городе Мусорщиков, куда свозят горы мусора со всего 20-миллионного мегаполиса и где его перебирают вручную, и конечно, на площади Тахрир, нередко бурлящей, изредка спокойной, однако уже превратившейся в символ современной египетской истории. А если учесть, что совсем рядом расположена штаб-квартира Лиги арабских государств, то о площади Тахрир можно говорить как о своего рода «подмостках», на которых буквально на глазах всего изумлённого человечества разыгрывается колоссальных масштабов ближневосточная драма – ведь население Египта превышает 80 миллионов человек, и его влияние на ход событий во всём арабском мире переоценить невозможно.
Итак, что же случилось в Каире? Формально диагноз известен: новые сетевые способы коммуникации позволили сплотить все здоровые, образованные, демократические силы в борьбе против затхлого 30-летнего режима Мубарака. Такова изначальная официальная западная трактовка событий, на основании которой многие политологи, в том числе в России, сразу же принялись обосновывать невиданные преимущества новой силы, способной управлять развитием стран, - сетевые сообщества, задающие тон во всём, от демократии до экономического тренда, не говоря уже о дирижировании властью. Возвеличение сетевых сообществ достигло таких масштабов, что их по сути стали считать некой теневой властью, заметно упростившей организацию цветных революций.
Но что же на деле произошло в Каире?
На деле всё началось с шутливой затеи компании «весёлых и находчивых» - молодых, образованных, обеспеченных и безответственных каирцев, которые в «День полиции» решили насолить ненавистным стражам порядка и омрачить им праздник. Каким образом? Самым простейшим и самым современным: через Интернет они сыграли в модную, хотя, как оказалось, вовсе не безобидную игру: наплевав на закон о ЧП, они собрали на площади Тахрир и в некоторых других местах несколько так называемых флэшмобов, кстати, не слишком-то многочисленных. Понятное дело, полицейские были обязаны разгонять молодёжь, и праздник был испорчен. А в отместку полицейские основательно погуляли по спинам флэшмобовцев резиновыми дубинками.
На следующий день обиженные и изрядно поколоченные «весёлые и находчивые» вышли снова – с претензиями к полицейскому начальству. Но на этот раз кто-то уже ждал вспышки волнений на площади Тахрир – какие именно это были силы, ни угадать, ни предположить уже невозможно. Не исключено, что это могла быть зарубежная агентура (кстати, вовсе не обязательно американская, на которую всё привыкли валить); это могли быть братья-мусульмане, которым в тот период были особенно выгодны гражданские столкновения; а мог быть и просто какой-нибудь взбешённый полицейский - одиночка… Произошедшее в тот день на площади Тахрир навсегда останется под покровом мрака. Но факт случился: прозвучали провокационные выстрелы, пролилась невинная кровь.
С этого момента события приняли необратимый характер, и их испугался престарелый Мубарак, легко пошедший на поводу у митинговых требований. Чем всё заканчивается, слишком хорошо известно. Но любопытно, что «весёлых и находчивых», заваривших кашу, очень быстро оттеснили на обочину политического процесса. А по итогам выборов в парламент, на которых безусловный верх взяли шириатские партии, молодые, образованные и обеспеченные и вовсе оказались вне власти. Более того, теперь многие из них готовятся эмигрировать.
При этом Египет стремительно проваливается в бездну экономической катастрофы. И судя по последним кровавым событиям на стадионе в Порт-Саиде, там явственно запахло гражданской войной.
А началось-то всё с весёлой безответственной шуточки образованных и обеспеченных… Кстати, я неспроста часто использую это словцо – «весёлые». В газете «Мой район», которая позиционирует себя в качестве самой многотиражной газеты больших городов, её главный редактор Д.Сурнин писал о митинге на Болотной площади: «Это было собрание весёлых и думающих людей, голосующих против мира унылых бездарностей… Это была встреча людей, которым не нужны вожди, а нужны единомышленники.» Не анализирую в данном случае бессмысленность этих слов, гораздо важнее то, что в Египте именно такие весельчаки уже довели страну до катастрофы… Впрочем, что касается газеты «Мой район», то о ней речь пойдёт особо. Разумеется, каждое печатное издание вправе иметь свою точку зрения. Но создаётся впечатление, что своим доверительным названием газета «Мой район» (самая многотиражная и бесплатная!) лишь недобросовестно маскируется под газету жителей моего района, где живут люди самых разных убеждений, а на самом-то деле очень и очень радикально «веселит» Россию, бездумно и безответственно подталкивая страну к египетскому варианту.
Впрочем, о свободе, ответственности и «очковтирательстве» СМИ – как-нибудь в другой раз.
АНАТОЛИЙ САЛУЦКИЙ