Общество

Тайны цирка на проспекте Вернадского

3 625
  • 23 октября 2012 DnMos

Под этим куполом люди укращают гепардов, ходят по канатам и делают немыслимые акробатические кульбиты в воздухе. Двойной перелом ноги для циркового артиста - это не повод уйти со сцены.
Мы привыкли видеть цирк со своего зрительного места, но кому из нас довелось познакомиться с ним изнутри? В таинственное закулисье внештатным корреспондентам Ридуса помогла попасть дрессировщица и постановщица шоу «Остров Грез» - Дарья Костюк.


Впитав с молоком матери любовь к цирку, она уже в 9 лет оседлала лошадь и, конечно же, не остановилась на выездке, занявшись дрессировкой Сначала были собачки, а теперь - гепарды.

Один взмах кнута и звери у ее ног. Складывается ощущение, что женщина не боится в этой жизни ничего и может спокойно находиться в одном помещении даже с самыми опасными животными, не испытывая при этом никакого дискомфорта.


Но не все так красиво. Для того, чтобы приручить хищника, дать ему привыкнуть к запаху человеческой кожи, Дарье пришлось принести в цирк подушки, одеяла и жить с гепардами 24 часа в сутки.

- Психология этих животных очень сложная, - делится она подробностями своей непростой работы. Если звери увидели что-то перед собой, то это все: ты им хоть мясо покажи, хоть кнутом им щелкай, хоть пихай их руками, - они все равно будут стоять как вкопанные.

Но не только гепарды волнуют Дарью. Советский цирк, наряду с Большим театром, был национальным достоянием и предметом гордости. Но в последнее время, мы все реже слышим о развитии этого вида искусства. Почему ситуация так сильно изменилась?
- Наш цирк уже не на уровне Большого театра. В этом не только наша, но и государственная вина. Цирковое искусство нужно поддерживать, - резюмирует Дарья. Сегодня в знаменитом цирке «Дю Солей» работает более 70-ти наших артистов! Если бы цирковым платили подобные деньги, то у нас был бы лучший цирк в мире! Русская цирковая школа - лучшая!

В этот момент под куполом цирка два акробата синхронно и с закрытыми глазами выполняли сложнейшие трюки на крутящихся сферах. Дух захватывает!

Техническая оснащенность тоже на уровне. Буквально за несколько минут обычная сцена стала Северным полюсом с ледяным катком и резвящимися белыми медведями, а еще через какое-то время площадка превратилась в пруд с лягушками, бабочками и прочими водными обитателями.

- Наши артисты не падают духом, - признаются работники цирка. Русский цирк - это русский человек с присущей ему силой духа, на которой строится вся цирковая жизнь.

- Здесь все через боль, через труд, через травмы, поэтому в цирке нельзя только мозгами работать, хотя и без них тоже никак не обойтись.

После представления я убедилась, что цирк является зеркалом нашего общества. Например, клоуны - исконно русские дуралеи, которые не только веселят, но и рассказывают маленькие истории посредством своих реприз.

- Слава Богу, что у нас клоуны - это не американский юмор. У нас, кстати, недолюбливают «Дю Солей», потому что там мрачно. Это отдельный вид искусства, это не цирк, это тетрализованное цирковое шоу. Цирк должен быть чем-то веселым, он не должен рассказывать о трупах, о душах. Это что-то радостное, яркое и одновременно поучающее.

Последний раз в цирке я была когда еще «под стол пешком ходила». Мне казалось, что представление мне наскучит еще на середине. На самом деле, шоу смотрится на одном дыхании, оно интересно не только маленькиим зрителям, но и взрослым.

Невозможно открыть все тайны цирка. Это другое измерение. Его уникальность - отношения между человеком и зверем. Обитатели цирка до самой кульминации стремятся сохранить секрет, а зрители - разгадать. Загадки делают цирк притягательным и заставляют возвращаться сюда снова и снова.

фото Виктор Никишов