Идея создания отдельных войск специального назначения, которые бы решали специальные, стратегические, а не локальные задачи, в первые послевоенные годы упорно отвергалась. И все же в стране нашлись люди, которые полностью поддерживали создание таких отрядов. Одним из них был Виктор Харченко. В дальнейшем, именно его тали называть «отцом спецназа».
Он потратил много времени на то, чтобы подробно изучить опять боевых операций советских разведывательно-диверсионных формирований во время Великой Отечественной войны, а также аналогичных подразделений зарубежных вооруженных сил. После этого Харченко представил подробный доклад в КЦ КПСС, в которой обосновывал необходимость создания помимо обычных частей спецназа и такие, которые будут решать глобальные стратегические задачи. Их целью должны были стать уничтожение в глубоком тылу противника стратегически важных для него объектов, а в первую очередь - средств доставки ядерного оружия - бомбардировщиков и баллистических ракет.
Но это предложение не было воспринято с должной оценкой. Правда, в 1951 году в СССР все же были созданы первые роты специального назначения, вот только задачи им ставились скорее локальные - разведывательно-диверсионных действий в ближнем тылу вражеских войск, но не дальше 50-80 км от линии фронта. Харченко же стремился создать другой вид отрядов, которые должны были проводить диверсии в сотнях и тысячах километров от линии фронта, а частности нанесение ударов по аэродромам стратегических бомбардировщиков на базах Великобритании, ФРГ, Турции и на Окинаве.
И такие отряды все же были сформированы. В 1957 году отдельные разведывательно-диверсионные роты, каждая из которых состояла из 3 взводов, плюс дополнительно групп радиосвязи, управления и технического снабжения, были сформированы в составе дивизий. Затем в составе армий и округов, которые были развернуты по наиболее важных стратегическим направлениям, стали формироваться батальоны спецназначения. В 1962 году появились также 8 бригад специального назначения, в каждой из которых служило по 1800 человек. При этом все эти сформированные части подчинялись только напрямую Главному управлению Генштаба, и в случае начала войны наносили бы удары по стратегическим объектам в глубоком тылу.
Свою состоятельность и полезность эти части продемонстрировали уже в 1968 году во время первой крупной операции. Речь идет о вводе войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Началось все с того, что советский транспортный самолет запросил у Праги экстренную посадку в связи с отказом двигателей. После приземления события разворачивались молниеносно.
Бойцы спецназа выпрыгнули из самолета практически как только он коснулся посадочной полосы, и бегом направились к контрольной вышке аэродрома. Чешские солдаты настолько растерялись, что даже и не подумали оказывать сопротивление. Успешный захват этого аэродрома позволил перебросить в Прагу Витебскую воздушно-десантную дивизию. Тем временем другие подразделения спецназа, которые проникли в Прагу еще за несколько дней до начала операции, захватили радио и телевизионные центры города, телефонные узлы, редакции газет и другие важные здания, а под утро бойцы вошли в здание Центрального комитета компартии Чехословакии, где в это время происходило заседание кабинета Александра Дубчека.
Захватил здание правительства, бойцы спецназа в течение пяти часов удерживали министров Чехословакии, а затем вывезли их в Москву. Стоит отметить, что известный немецкий диверсант времен войны Отто Скорцени, наблюдая за развитием событий в Праге, в дальнейшем назвал проведенную советским спецназом операцию «блестящей».
В дальнейшем, после операции в Чехословакии, Советский Союз не раз посылал свои подразделения спецназа в 19 стран Африки, Азии и Латинской Америки. Как правило, они там выполняли роль инструкторов и советников, но время от времени вступали в бои и с американскими «коммандос». Такие бои происходили во время рейда американцев на вьетнамский Шон Тэй в 1970 году, а также в мае 1978 года в Анголе.
Очень часто, бойцы спецподразделений действовали настолько мастерски, что американские спецслужбы либо вообще не знали о проведенной операции, или же имели о ней весьма смутные представления. Вот один из таких примеров.
В мае 1968 года группа спецназа, численностью 9 человек, произвела налет на секретный американский лагерь вертолетов, который находился на территории Камбоджи, в 30 километрах от границы со Вьетнамом. Этот лагерь использовали американские войска для заброски во Вьетнам своих разведывательно-диверсионных групп, а также вылетов с целью поиска своих сбитых пилотов. На летном поле лагеря всегда стояли в боевой готовности 2 легких вертолета, 8-10 тяжелых транспортных и 4 вертолета огневой поддержки «Супер Кобра».
Целью проведения операции были именно вертолеты «Суперкобра», которые имели на вооружении управляемые реактивные снаряды и были оборудованы новейшими системами наведения на цель. В результате операции, которая продолжалась 25 минут, один вертолет был угнан во Вьетнам, а остальные уничтожены. Американцы потеряли убитыми и ранеными около 15 человек. О том, что это были именно советские спецназовцы, американские спецслужбы узнали только несколько лет спустя.