Общество

Так было принято: какими оказались крестоносцы наших дней

0 19187

Напомню дорогим читателям, что разумеется все эти рассказы пишутся через призму моего восприятия окружающей действительности и поэтому субъективны. Конечно, не везде, и не у всех, жизнь протекала в том же русле. Но все перечисленные сюжеты основаны на реальных событиях.

Начало истории

Продолжение

Часть 5. Крестоносцы

Многие помнят, что религиозности в СССР не было. Проявление религиозности считалось чем-то позорным и глупым. Мои родители искренне считали, что крестят детей только «тёмные люди», хотя сами были крещены. И так думали многие. Так было принято.

Современные фильмы про Великую Отечественную войну, где на шее у каждого солдата висит крестик, который он целует перед каждой атакой — скорее всего, липа! Один известный московский священник — отец Герасим Иванов (Царства ему небесного!), ветеран, рассказывал мне, что у них в полку никто никогда своей набожности не показывал, да и верующих людей были единицы. Это, мол, всё кино…

В конце 80-х, число верующих в СССР заметно увеличилось. Близилась дата 1000-летия Крещения Руси, товарищ Горбачёв и компартия предложили народу пышно отпраздновать это великое событие. На каждом шагу стали открываться церкви, люди стали открыто рассуждать о вере.

Мой одноклассник, как-то, после летних каникул, с важностью сообщил мне, что был крещён своей тёткой, показал крестик на шее и строго пояснил, что если найдёшь чужой крест где-либо, его обязательно нужно отнести в ближайший храм, но не носить самому, а то «случится горе». Он также сообщил, что теперь Бог помогает ему в учёбе, ну и во всех остальных делах тоже. Впервые я пожалел, что не был крещён и решил этот пробел поскорее восполнить.

На улицах Москвы стали появляться священники в подрясниках и, наряду с ними, толпы попрошаек в монашеских одеяниях, всевозможные проходимцы из разных сект, те же кришнаиты, которые тоже транслировали свою «набожность» в массы.

Наверное, многие помнят экзальтированную «Марию Дэви Христос», которая готовила людей к «концу света». Замечу, что пропаганда этой ереси велась на высочайшем уровне. На протяжении нескольких лет москвичи (и, наверное не только они) выгребали из своих почтовых ящиков листовки этой ведьмы, где она провозглашала разные апокалиптические «пророчества». Я также помню, как по государственному радио «Россия» целыми часами гнусавым голосом пел «великий учитель» Сёко Асахара из «Аум Сенрикё» (запрещенная в России организация), и никто этому ни разу не противился. 

Со своей стороны замечу, что Господь приводит к Себе людей разными способами. Я знаю тех, кто стал добрым христианином после книжек Кастанеды, посещения разных сектантских собраний и прочей чепухи. Мне самому один, крайне неприятного вида мужичонка (он был похож на бродяжку, какого-то сильно пьющего дьячка-расстригу) подарил прямо на улице детскую Библию, изданную протестантами, и она мне очень понравилась. Прошло уже более 30 лет с тех пор, и я периодически встречаю на улице это уже румяненького старичка (хотя внешне он сильно не изменился) и, всякий раз, благодарю его за то, что он, в какой-то мере, привёл меня к Богу. 

После прочтения детской Библии, я крестился и мой старший брат тоже. За компанию. Чтобы подчеркнуть свою «русскость» и «патриотизм». Это был 1991 год, и так было принято. 

Следующим этапом моей религиозности, конечно же, послужило общение с бандитами. Эти «великие праведники» осеняли себя крестным знамением по 100 раз на дню, сидя за рулём автомобиля, при виде каждого придорожного храма. Молодые люди тихо вздыхали и всякий раз молили Бога о том, чтобы он уберёг их от тюрьмы, шальной пули, помог заработать денег. 

Многие, кстати, крестились чисто машинально и, возможно, ни о чём в этот момент не думали. 

Особенно запомнилось мне первое зимнее окунание в прорубь в селе Радонеж, которое предложил совершить криминальный авторитет из Ростова-на-Дону. «Чтобы смыть грехи! Людям, кто выбрал такой жизненный путь, как мы, просто необходимо, Колюня», — важно посоветовал он. Этот человек, лет 40, приехал в столицу с интересной миссией: какого-то «блатного» задержали с наркотиками в Ростове и посадили в тюрьму. Приехавший бандит имел выход на местное духовенство и договорился с ними, что решит вопросы с украшением какой-то строящейся в Ростовской области церкви, покупкой паникадила и подсвечников, а духовенство переговорит с судьями и прокурорами, чтобы тому «блатному» с наркотой выйти из тюрьмы. Ростовский гость пояснил мне, что «блатной» наркотиками не торговал, но сам был «наркошей», поэтому местные менты воспользовались этим, чтобы упрятать его в каталажку.

Могу сказать одно: в те времена бандиты, так называемые, «благоразумные разбойники» были одними из самых активных прихожан и строителей храмов. Наряду с казаками, монархистами, сербскими добровольцами, эти люди постоянно крутились в церкви или возле церкви. Состояли в каких-то общественных советах, благотворительных обществах, попечителях православных гимназий и семинарий, приходских собраниях. Эти люди действительно много и активно помогали в делах возрождения Православия на территории России. Но! Есть один нюанс: бандиты, проститутки, коллекторы, лицемерные гордецы-богословы после встречи с Христом Спасителем в корне меняли свою жизнь и становились праведниками. Не было случаев, чтобы проститутка была ученицей Христа и продолжала своё древнее ремесло. В современной России, напротив, все эти жулики, в своём большинстве, оставались жуликами. 

Бог им судья, но многие сидели и продолжают сидеть на двух стульях. Они хотят быть и в Церкви, и в своём банке, учреждённом с бандитского общака. Но так не бывает. На Руси говорили «со Христом под крестом», а не в кожаном кресле ворованного автомобиля. Вот этот момент люди не понимают до сих пор. 

А в «лихие 90-е» так было принято на каждом шагу. Одна девица с ужасом рассказывала мне, как на дачу её отца — хитромудрого риэлтора, выгодно расселившего коммунальные квартиры нескольких «сталинских домов» в окрестностях Измайловского шоссе, приехала целая банда с настоящим священником впридачу. Они приехали в баню кутить. Все в толстых золотых цепях с огромными крестами. Пили, гуляли, а потом, по «пьяной лавочке», избили хозяина дома (хитромудрого риэлтора) прямо на глазах собственной дочери, и ничего не возражавшего священника… Девица с гневом заявила, что после этого случая «ноги её больше в церкви не будет!» И я не в праве её судить, хотя понимаю, что унижение отца — не причина уклонения от Бога. Просто логика людей мне понятна. Логика огромного числа соотечественников, которые накопили претензии и обиды к институту Церкви. 

К сожалению, их «личные обидки» мало кого интересуют и никаких выводов не делалось и не делается до сих пор. У нас так принято! 

Продолжение следует