Гражданский журналист прибыл на место происшествия накануне в 13:30 вместе с дозиметристом ООО «СНИИП-АУНИС» Алексеем Вышинским, чтобы проверить, действительно ли радиационный фон в районе Каширского шоссе в Москве был превышен в 60 раз, как, по некоторым сведениям, показывал ночью прибор предприятия «Радон».
Показатели привезенного аппарата зафиксировали колебания фона на допустимом уровне в 0,14−0,18 мкр/час. Откуда же взялась аномальная вспышка радиации, зафиксированная ночью прибором «Радона»?
Автор этих строк решил пообщаться с генеральным директором ООО «Гамматэк», производителем приборов радиационного контроля Михаилом Нечаевым, который рассказал, как устроен прибор учета радиационного фона, установленный по адресу Каширское шоссе, 49.
«Принцип работы прибора следующий: датчик радиации, ридер, который считывает с него данные и передает их по воздуху на командный пункт МЧС и на табло. Там стоит тип передачи данных „232“, то есть, эффективное расстояние от датчика до ридера не может превышать 20 метров, а насколько я знаю, там было чуть ли не в два раза больше», — рассказал собеседник.
«На мой взгляд, вся проблема заключается в табло, потому что оно может отобразить кратковременный всплеск уровня радиации, но потом его снижение будет плавным — такой алгоритм зашит в самом приборе, — пояснил Нечаев. — Это сделано для того чтобы не упустить момент повышения радиационного фона».
«Кроме того, как уже отмечали коллеги, ридер действительно немедленно передает сигнал о повышении радиационного фона на пульт МЧС, но на пульт ничего не приходило, значит датчик не фиксировал каких-либо колебаний фона. Судя потому что происходит с табло сейчас, его неправильно подключили или полетела какая-то микросхема. Сотрудники „Радона“ утверждают что сократили расстояние передачи сигнала от датчика до ридера, но прибор продолжает сбоить, и это может быть связано только с некорректной работой самого табло», — резюмировал производитель дозиметров.
Позже на страницах «Ридуса» появилось сообщение от Андрея Ожаровского, который скептически отозвался о комментариях экспертов по поводу неисправности табло.
За ответами Антон Репников обратился к своему знакомому, последний некоторое время назад работал в ФГУП «Радон», однако хоть и не вштате, но все равно пожелал остаться неизвестным. Вот что он рассказал. По пунктам.
1. О круглосуточном мониторинге: «Что значит никто никогда не мониторил в круглосуточном режиме места размещения радиоактивных отходов? „Радон“ в режиме 24/7 мониторит десятки участков и эти результаты отражаются на его сайте в режиме реального времени. Конкретно в этом месте датчик был размещен по просьбе жителей. Он установлен точно в месте проведения строительных работ. И работает корректно, это видно специалистам в центре АСКРО. Помехи возникают уже на этапе передачи данных от регистратора к экрану».
2. О пересчете веса отходов в объем. «По подсчетам Ожаровского 1 куб. м. отходов весит 4 тонны. Помилуйте — но 1 куб. м. насыпного грунта это 1.8 тонны, даже чистая глина это максимум 2.6 тонны. Опять же все эти домыслы, что могильник „дышит“ — он что пять раз выдыхает с математической точностью выдавая 18.06 каждый раз?»
3. О датчике дозиметра «Радона». «Конечно, специалисты „Радона“ не стали менять датчик — очевидно, что проблема не в нем, а в самом табло или в проводе от регистратора к экрану. А то, что директор оказался на месте „происшествия“ сразу же — скорее хороший знак, чем плохой — ну, кто будет рисковать своим здоровьем, всю жизнь занимаясь защитой от радиации».
4. О показаниях табло. «Кто пытается запутать москвичей, так это „эксперты“ пересчитывающие мкЗв/ч в мкР/ч — разница в 100 раз. Но даже при явных проблемах диванных знатоков с математикой и физикой им должен быть доступен к осмыслению факт, что датчик исправно показывающий все время с момента установки разные значения от 0,07 до 0,11 мЗв/ч не может показать 18.06 как пиковое значение несколько раз подряд. Во-первых, все равно цифры были бы все время разные, а во-вторых в самом регистраторе стоит алгоритм, который не позволяет сбросить пиковое значение мгновенно — только поэтапно. Это сделано специально, чтобы не упустить момент превышения допустимых норм».
5. О том, кто решал, где установить датчик. «Где именно устанавливать датчик — решалось жителями района. Другой вопрос, что для нормальной работы регистратора данных он должен быть установлен в помещении и подключен к электросети. Именно этот ограничение не позволило уменьшить длину провода до экрана и исключить возникновение помех при передаче сигнала».
Ранее сообщалось, что на территории захоронения отходов московского завода полиметаллов у Каширского шоссе в Москворечье датчик, установленный ФГУП «Радон», показал 60-кратные превышения радиационного фона. Информацию о заражении данного участка в МЧС опровергли.
Примечание редакции: стоит напомнить, что журналисты «Ридуса» провели уже несколько собственных расследований о свалках рядом с территорией Московского завода полиметаллов (МЗП), и собственноручно фиксировали повышенный радиационный фон. Столичные чиновники долго отказывались замечать поднимаемую проблему. Однако в конце января градоначальник подтвердил наличие радиационной опасности на юге Москвы.