Создатель капсулы для самоубийств Sarco врач Филип Ничке заявил, что он и его единомышленники начали работу над созданием импланта для пожилых и неизлечимо больных людей, который убьет своего носителя, если тот забудет деактивировать устройство.
«Выступающий за свободу эвтаназии австралийский активист собрался создать имплантируемое медицинское устройство для людей с деменцией или болезнью Альцгеймера, которое убивало бы своих пользователей, если бы они не деактивировали его регулярно», — пишет британская пресса со ссылкой на самого Ничке, который и рассказал журналистам о новинке.
Доктор медицинских наук, профессор кафедры геронтологии и гериатрии МГМСУ Юрий Конев в беседе с «Ридусом» назвал подобные идеи совершенно неприемлемыми.
«Не хотелось бы такие вещи даже обсуждать детально. Я считаю, что таких активистов сажать надо, потому что это будет убийство с применением изощренных технических средств. Мое мнение — этот Ничке просто убийца, кем бы он себя ни позиционировал», — заявил Конев.
В интервью газете The Independent Филип Ничке объяснил, что «капсулы смерти» и другие подобные устройства годятся только для тех людей, которые в состоянии сперва доказать свое право на добровольный уход из жизни, а затем привести их в действие.
Новый автоматизированный имплант будет предназначен для людей с дегенеративными заболеваниями головного мозга, которые решили покончить с собой через какое-то время, когда потеряют способность осознанно принимать решения. По его словам, этот вариант не только «комфортнее» для пациента, но и позволит врачам избежать проблем с законом.
«В некоторых странах человек в здравом уме вполне законно может написать на листе бумаге просьбу убить его, если станет слабоумным. 10 лет спустя доктор может прийти, зачитать эту бумагу и, даже если вы уже не понимаете, где вверх, а где низ, законно сделать вам укол и покончить с вами. Но это некомфортно. Мы работаем над имплантом, который нужно отключать каждый день. Когда вы забудете, почему вы выключаете что-то, что пищит, вы умрете», — объяснил он.
Напомним, идея об эвтаназии как легком способе свести счеты с жизнью, наряду с евгеникой, приобрела значительную популярность в Европе между Первой и Второй мировыми войнами. Однако расовая политика нацистов и бесчеловечные эксперименты над людьми в концлагерях скоро поставили крест на подобного рода модных веяниях. В 2000-е годы эвтаназия по медицинским показаниям была узаконена в ряде европейских стран, а также Канаде и некоторых штатах США.
Российские врачи-психиатры в большинстве случаев осуждают зарубежную практику эвтаназии молодых людей и тем более подростков с хронической депрессией. Потеря интереса к жизни — типичный симптом депрессии, которая не является неизлечимым психическим заболеванием, и поддается купированию, а в значительном числе случаев — полному излечению так, что пациент может не испытывать подобных проблем всю оставшуюся жизнь.
Львиная доля случаев крайне сомнительных решений об эвтаназии приходится на Бельгию, Нидерланды, Швейцарию и Германию. За последние несколько лет европейские врачи умертвили там 17-летнего подростка, страдающую от хронической депрессии 24-летнюю девушку, пережившую изнасилование молодую женщину, пожилого ученого из Австралии и страдающего неназванным заболеванием ребенка.