Авто Бизнес Общество Право

Такси-2026: как новые правила ударят по самозанятым и кошельку пассажиров

0 2101

С 1 марта 2026 года в такси официально смогут работать только автомобили, попавшие в специальный государственный перечень локализованных моделей.

Заявленная цель реформы заключается в поддержке отечественного автопрома и углублении локализации производства. Но на практике новации могут привести к массовому выбыванию машин с рынка, росту тарифов и появлению серой зоны перевозок.

Сложнее станет и самозанятым таксистам, для которых машина — и рабочий инструмент, и семейный транспорт. Если сделать вход в профессию слишком дорогим и сложным, первыми уйдут не крупные парки, а обычные люди, подрабатывающие на собственной машине.

Почему машин станет меньше

Такси. © АГН «Москва»

Одна из проблем связана с машинами в лизинге. Сейчас водитель или парк берут автомобиль в лизинг, работают на нём, а по окончании срока договорённости машина переходит в собственность. Но с точки зрения закона это смена владельца, что потребует повторного внесения машины в реестр такси. Что это значит? Правильно. Если модель не входит в перечень разрешённых вариантов, зарегистрировать её повторно станет нельзя. Даже если автомобиль исправен и полностью безопасен.

Получается парадокс. Закон одновременно декларирует модернизацию и фактически выбрасывает на обочину тысячи полностью исправных автомобилей только из-за формальностей с реестром, превращая конкретное такси из легального в нелегальное. По оценкам лизинговых компаний, под угрозой исключения из реестра находится около 100 тысяч автомобилей.

То же самое касается самозанятых водителей — индивидуальных предпринимателей. При переходе в новый юридический статус перевозчика автомобиль обязан снова пройти регистрацию в реестре такси с новыми реквизитами. Если модель не входит в локализованный список, такой переход просто блокируется.

Первыми всё прочувствуют на себе самозанятые

Кто такие самозанятые водители-подработчики? Это те, кто не держит парк, не арендует машину, а выходит в онлайн на личном автомобиле. Днём они заняты своими делами или семьёй, а по вечерам выполняют несколько заказов с целью подзаработать. Для большинства из них покупка нового, подходящего с точки зрения закона автомобиля является недостижимой задачей. У таких людей нет волшебной тумбочки с деньгами, чтобы резко взять и сменить машину только ради соответствия требованиям локализации.

Самозанятые чаще всего работают нерегулярно. Когда требования станут жёстче, подавляющее большинство из них просто перестанет работать в такси.

«Самозанятый не будет брать на себя многолетний кредит только ради подработки за рулём на пару часов в день. Скорее он просто выключит приложение и уйдёт с рынка. Машин станет меньше, а цены на поездки вырастут. Спрос останется, а водительских рук станет заметно меньше. Это базовые законы экономики в действии», — рассказал «Ридусу» автоэксперт Пётр Шкуматов.

Вплоть до лишения профессии

Вылететь из реестра такси проще простого. Например, если неправильно оформить страховку.

«Если у водителя временно слетит полис и машина удалится из реестра, то повторно вернуть её в список станет невозможно, если модель не входит в перечень разрешённых. Автомобиль фактически навсегда лишится права работать в такси», — отметил Шкуматов в разговоре с «Ридусом».

Пётр Шкуматов. © «Ридус»

По мнению эксперта, когда у большинства лизинговых машин срок контрактов выходит после 2026 года, возникает эффект домино. Тысячи автомобилей одновременно могут оказаться за пределами правового поля. Заменить их будет практически нечем, поскольку рынок просто не успеет перестроиться.

Рост серой зоны и поездки ещё дороже

Как это нередко бывает на рынке, не вписавшиеся в новые рамки участники с высокой вероятностью уйдут в серый сегмент перевозок. Эксперты подсказывают: наиболее вероятно, что это будет формат аренды автомобиля с экипажем. В некоторых регионах агрегаторы уже тестируют такой режим. Подобные услуги формально не подпадают под действие закона о такси, а значит, требования локализации для них не действуют. Логично ожидать, что часть подработчиков и небольших парков постепенно перетечёт именно туда.

Это приведёт к нескольким последствиям:

  • рынок станет менее прозрачным для государства и потребителей;
  • контроль над техникой и условиями работы ослабнет;
  • работающие по закону и несущие более высокие издержки добросовестные игроки окажутся в менее выгодных условиях по сравнению с теневыми участниками рынка.

Для пассажиров это выльется в постепенное снижение доступности такси, а следовательно — в рост времени ожидания и повышение тарифов. По оценкам отраслевых экспертов, потери могут достичь до 20% от активных водителей. Для такой чувствительной и массовой услуги, как легковое такси, это очень серьёзная величина.