Экономика

Такси может стать полностью бесплатным, но радоваться этому рано

2 1944

Два крупных игрока российского рынка такси — RuTaxi (владелец брендов «Везет» и «Лидер») и Fasten (бренды «Такси Сатурн» и RedTaxi) — объединились, сообщило в среду РБК.

Объединение позволит новому игроку войти в мировой Топ-5 по количеству заказов в сутки — до 1,5 миллиона. Опережают российский конгломерат сервисы Didi (Китай), Uber (США), Ola (Индия) и GrabTaxi (Сингапур).

Слияние на рынке услуг извоза — общемировая тенденция, вызванная яростной конкуренцией как между компаниями, так и между организованными перевозчиками и «дикарями», объяснил «Ридусу» представитель Общественного совета по развитию такси Олег Бекетов.

«Такси — это уникальный случай бизнеса, потому что в нем люди работают с практически нулевой рентабельностью, и более того, они готовы работать вообще себе в убыток, чтобы убрать с рынка своих конкурентов. Пассажирские перевозки, пожалуй, самый высококонкурентный рынок в мире. Тенденция здесь такова, что крупные компании идут к тому, чтобы сделать перевозки полностью бесплатными в перспективе двух-трех лет», — говорит он.

Однако «коммунизм на колесах» в любом случае не продлится долго, предупреждает эксперт.

Задача этого массового глобального демпинга — сделать так, чтобы все частники, не аффилированные с крупными компаниями и поэтому не могущие себе позволить возить клиентов за спасибо, ушли с рынка, оставив на нем по одному национальному монополисту, — это в лучшем случае.

«А если этот процесс экстраполировать дальше, то можно ожидать появления в обозримом будущем глобального монополиста, в которые сейчас откровенно метит Uber. И вот тогда, оставшись без конкурентов, монополист взвинтит цены до таких высот, что никому мало не покажется», — предостерегает Бекетов.

Если сейчас доход арендатора такси складывается из выручки минус отчисления агрегатору и минус амортизация расходных материалов, то компания-монополист переведет своих сотрудников на фиксированную зарплату плюс комиссионные.

Для самих таксистов в этом будет плюс, так как они получат финансовую стабильность, не зависящую от ежедневно меняющейся конъюнктуры рынка.

Но для клиентов хорошего в этом будет мало — потому что если сейчас таксист готов из кожи вон лезть, лишь бы угодить пассажиру, то монопольно-социалистическая модель приведет к тому, к чему приводит любой социализм: безразличию поставщика услуг к интересам потребителя. 

Кто помнит «ненавязчивый сервис» советских таксопарков, понимает, о чем речь.