Военное дело Технологии

Танкам приказано худеть

0 2895

Участие европейских и американских основных боевых танков (ОБТ) в украинской кампании показало, что не только засилье дронов и барражирующих боеприпасов привело к снижению роли танков на поле боя данного типа. Не меньшей проблемой стал излишний вес западных ОБТ, будь то Leopard, Challenger или Abrams.

Чрезмерная масса как ничто иное ограничивает применение таких танков в условиях самых разных ландшафтов, будь то иссечённые оврагами и речушками сельскохозяйственные поля, лесопосадки или жилые районы. Далеко не все мосты, железнодорожные и автомобильные платформы способны выдержать десятки тонн высококачественной стали при необходимости быстрой передислокации танков.

Похоже, европейские танкостроители сделали определённые выводы. Танкам приказано худеть, не снижая огневой мощи.

Британская BAE Systems Hägglunds и компания Rheinmetall Weapon and Ammunition заявили о начале испытания прототипа CV90120 с 120-миллиметровой пушкой Rheinmetall L44A1, чтобы оценить, как более лёгкая гусеничная платформа может достичь огневой мощи основных боевых танков.

Орудие

CV90120. © BAE Systems

Восьмого октября 2025 года BAE Systems Hägglunds и Rheinmetall Weapon and Ammunition подписали соглашение об испытаниях прототипа CV90120, оснащённого 120-миллиметровой пушкой Rheinmetall L44A1 с малым откатом (LR) на шасси CV90 Mk IV. Данный вариант представляет собой облегчённую гусеничную машину, способную использовать стандартные боеприпасы НАТО калибра 120×570 миллиметров, сохраняя меньшую нагрузку на конструкцию и улучшенную гибкость развёртывания по сравнению с основными боевыми танками.

При этом 120-миллиметровая пушка L/44 представляет собой один из наиболее распространённых стандартов танковых орудий в вооружении НАТО. Оригинальная пушка L/44 имеет ствол длиной 44 калибра (приблизительно 5,28 метра), что обеспечивает начальную скорость около 1650 метров в секунду со стандартными кинетическими снарядами.

Версия L/44A1 сохраняет такую же длину ствола и геометрию каморы, но включает в себя структурные усиления, улучшенные стальные сплавы и модифицированные противооткатные системы для работы в более высоком давлении в каморе и с целью увеличения срока службы.

По сравнению со стандартной L/44 версия A1 может стрелять всеми существующими 120-миллиметровыми снарядами НАТО и поддерживает новые типы снарядов высокого давления, такие как кинетические снаряды DM63A1 и DM73. Данное обстоятельство обеспечивает совместимость с устаревшими и новыми боеприпасами, снижает передаваемый на платформу-носитель импульс.

Орудие L44A1 может использовать широкий спектр боеприпасов, включая программируемые осколочно-фугасные снаряды вроде DM11 и усовершенствованные кинетические бронебойные снаряды.

DM11 предлагает три режима взрывания: воздушный подрыв, замедленный и точечный подрыв, с эффективной дальностью стрельбы до 5000 метров, в то время как кинетические снаряды вроде DM63A1 достигают уровня бронепробиваемости более 600 миллиметров RHA на расстоянии 2000 метров при стрельбе из стволов класса L/44.

Вариант L44A1 Low Recoil от Rheinmetall использует усовершенствованную систему управления отдачей, сочетающую в себе более длинный ход отката, оптимизированные буферные узлы и дополнительные дульные устройства для снижения пикового импульса без уменьшения энергии снаряда ниже приемлемых порогов. Система может поглощать и распределять заряды по более лёгкой конструкции башни, что делает её подходящей для машин класса 30–40 тонн. Срок службы ствола продлён сверх стандартных 400–500 эффективных полных зарядов, типичных для более ранних пушек L/44, в то время как использование температурно-независимых порохов стабилизирует характеристики в экстремальных условиях.

Для оптимальной интеграции L44A1 LR версия CV90120 оснащена усиленным шасси, модернизированными противооткатными устройствами и стабилизированной подвеской, обеспечивающей жёсткость конструкции и точность стрельбы в стационарных и мобильных условиях.

Длина лёгкого танка составляет около 6,6 метра, ширина — 3,3 метра, высота — около 2,8 метра, в зависимости от прицельных систем. Боевая масса варьируется от 35 до 37 тонн в зависимости от конфигурации бронирования.

Танк оснащён дизельным двигателем Scania мощностью до 1000 лошадиных сил, работающим в паре с автоматической коробкой передач, обеспечивающей максимальную скорость 70 километров в час на шоссе и около 40 километров в час задним ходом.

Башня с автоматическим заряжанием вмещает около 45–50 выстрелов (готовых и резервных), что обеспечивает постоянную скорострельность, сопоставимую с более тяжёлыми танками, при сохранении численности экипажа до четырёх человек.

Машина

CV90120. © BAE Systems

CV90 оснащён подвеской с активными амортизаторами, усиленной трансмиссией, резинометаллическими гусеницами и усовершенствованной электронной архитектурой с полностью цифровым управлением огнём, позволяющим программировать современные боеприпасы. Система активной защиты, модульные комплекты бронирования и усовершенствованные датчики ситуационной осведомлённости повышают живучесть. Конструкция башни позволяет интегрировать на крыше вспомогательное вооружение калибра 12,7 или 7,62 миллиметра, пусковые установки для дымовых и противотанковых гранат. Данные системы позволяют CV90120 оказывать непосредственную огневую поддержку, вести борьбу с бронетехникой и площадные бои на больших расстояниях, сохраняя высокую мобильность и сокращая логистические затраты по сравнению с традиционными основными боевыми танками.

Интеграция 120-миллиметровой пушки L44A1 Low Recoil компании Rheinmetall в прототип CV90120 позволяет более лёгкой гусеничной машине обеспечивать огневую мощь на уровне основного боевого танка, сохраняя мобильность и транспортабельность, характерные для семейства CV90.

Снижая силу отката, система обеспечивает точную стрельбу без необходимости увеличения массы или усиления конструкции башни танка. Новый вариант CV90120 может вести огонь стандартными боеприпасами НАТО калибра 120×570 миллиметров, упрощая логистику и обучение вооружённых сил, уже использующих данный калибр.

Такой подход обеспечивает большую тактическую гибкость, более быстрое развёртывание и снижение эксплуатационных расходов, поскольку машина потребляет меньше топлива и не так сильно изнашивает трансмиссию. Интеграция L44A1 расширяет оперативные возможности CV90, создавая вариант, распределяющий возможности стрельбы прямой наводкой между более лёгкими и более мобильными подразделениями, сохраняя совместимость с существующими сетями снабжения и обслуживания.