Экономика

Тарифы, Китай, локализация: автопрому США грозят большие перемены

0 2065

Пошлины на канадский и мексиканский импорт, обещанные избранным президентом Дональдом Трампом, существенно подорвут автомобильный сектор США, считает Николь Гортон-Карателли из Bloomberg Economics. Из Канады и Мексики поступает почти половина импортируемых в США автозапчастей, и более 80% таких деталей, как ремни безопасности и подушки безопасности, указывает она. При этом иностранные бренды, собирающие автомобили в США, как правило, импортируют больше запчастей из-за пределов Северной Америки.

В свою очередь США сами поставляют в Канаду и Мексику автозапчасти, и импортируют половину собранных из них автомобилей. Пошлина на эти автомобили снизят спрос на американские комплектующие, входящие в их состав, что еще больше затруднит работу американских производителей, предупреждает аналитик.

В конечном счете, импортные пошлины больше навредят американским брендам, которые производят автомобили в США, нежели их иностранным конкурентам, которые также имеют в стране свои заводы, полагает эксперт.

Сделать немецкий автопром американским

Стоит отметить, что локализация производств на местном рынке — один из мотивов, которыми Трамп объяснял свои тарифные планы. Еще в ходе предвыборной кампании в конце сентября он объявил о своем желании превратить немецких автогигантов в американских. «Я хочу, чтобы немецкие автомобильные компании стали американскими, чтобы они построили свои заводы здесь», — сказал он.

Хотя отдельно о пошлинах для стран ЕС будущий хозяин Белого дома пока не говорил, европейские компании со страхом к этому готовятся. Для Германии перспектива введения этих тарифов возникла в крайне неудачное время, когда ее ведущие автопроизводители уже испытывают трудности. Volkswagen, Mercedes-Benz Group и BMW в последние месяцы выпустили предупреждения о снижении прибыли, ссылаясь на экономическую слабость и вялый спрос в Китае, крупнейшем в мире автомобильном рынке.

BMW © unsplash.com

Германия — крупнейший в Европе экспортер легковых автомобилей в США. По данным Eurostat и ING Research, в прошлом году она поставила машин на 23 миллиарда евро (24,2 миллиарда долларов). Это составляет 15% от общего объема экспорта Германии в США.

Не все аналитики готовы принимать за чистую монету обещание Трампа превратить немецкие автокомпании в американские. Но эксперты единодушны в том, что дополнительные пошлины США усугубят проблемы мировой автомобильной промышленности.

Китайские потери

Экономисты отмечают, что уровень безработицы в США по-прежнему держится на минимумах в районе 4%, поэтому разговоры о необходимости создания большого количества дополнительных рабочих мест выглядят спорно.

К тому же, не исключено, что рабочие руки понадобятся исконно местным брендам, которые могут вернуть часть производственных мощностей на родину из-за потерь на главном мировом автомобильном рынке — в Китае. Так, для General Motors он недавно был самым прибыльным. И даже когда компания теряла деньги в Северной Америке и Европе и мчалась к банкротству, доходы от продаж в КНР позволяли ей оставаться на плаву. Теперь все наоборот. GM получает рекордную прибыль дома, но теряет достаточно денег в Китае. Настолько, что возникают вопросы о том, как долго она сможет там оставаться.

Продажи GM в Китае упали на 19% за первые девять месяцев года, и за тот же период компания потеряла 347 миллионов долларов ​​на своих китайских совместных предприятиях. Ранее в этом месяце она объявила, что ее чистая прибыль сократится более чем на 5 миллиардов долларов из-за проблем в Китае.

© flickr.com

Из спасательного круга Китай для GM превратился в денежную яму, сказал CNN глобальный вице-президент по автомобильным исследованиям компании GlobalData Джефф Шустер. «Каждый международный бренд страдает в Китае», — уточнил он.

Большинство западных автопроизводителей, которые бросились производить и продавать автомобили в стране в конце 1990-х и начале 2000-х годов, сейчас испытывают трудности. Китайские потребители, которые когда-то предпочитали западные бренды, теперь все чаще выбирают отечественные марки.

Это новое предпочтение во многом обусловлено политикой китайского правительства и стимулами, направленными на поощрение перехода от традиционных автомобилей с бензиновым двигателем к электромобилям и подключаемым гибридам. По мнению ряжа экспертов, большинство западных автопроизводителей будут вынуждены уйти с рынка в течение следующих пяти лет, если не раньше.