Бизнес Экономика

Тарифы Трампа могут стать смертельными для алмазной индустрии

0 2339

Алмазы — самый твёрдый материал на Земле. Но алмазная индустрия, с её сложными цепочками поставок и высокой ценой, особенно уязвима для агрессивной тарифной политики президента Соединённых Штатов Дональда Трампа.

На данный драгоценный минерал в США установлена базовая импортная пошлина в размере 10%. Причём на страну приходится более половины мирового спроса на бриллианты. Сектор готовится к введению дополнительных пошлин, если временное перемирие с Китаем закончится без каких-либо новых соглашений.

«Совершенно очевидно, что алмазная отрасль на глобальном уровне столкнулась с целым рядом проблем. Тарифы — это всего лишь последний удар», — заявила CNBC исполнительный директор Всемирного алмазного центра в Антверпене Карен Рентмейстерс.

Мелкие драгоценные камни часто проходят долгий путь и пересекают несколько границ, прежде чем попасть в магазин. От рудников в Ботсване или Южной Африке через торговые центры на Ближнем Востоке или в Европе, а затем — центры огранки и полировки, до производителей ювелирных изделий. Такая сложная цепочка поставок означает, что алмазная отрасль очень чувствительна к любым сбоям в торговле.

Сырьевые товары вроде золота и меди исключены из-под действия тарифов в США. Отрасль настаивает на введении подобных исключений и в отношении алмазов.

Рентмейстерс возглавляет корпорацию с 580-летней историей, представляющую более 1400 компаний в алмазном районе Антверпена.

«Можно утверждать, что бриллианты в россыпи — это сырьё. Вы же не ходите с огранённым бриллиантом в руке? Вы носите его в ювелирном изделии. Это кольцо или пара серёжек», — пояснила Рентмейстерс.

Искусственные алмазы продолжают наступление

Неопределённость в отношении тарифов возникает в то время, когда индустрия роскоши в целом уже сталкивается с замедлением спроса после постковидного бума и экономического спада в Китае.

Самым большим потрясением для отрасли стало создание бриллиантов, выращенных в лабораторных условиях (LGD). Идентичные по химическому составу камни невозможно отличить невооружённым глазом. Но они продаются со скидкой 80% по сравнению с натуральными, и покупатели пользуются более низкими ценами.

Искусственные бриллианты. © wikipedia.org

Более половины опрошенных в США в прошлом году пар заявили, что в их обручальных кольцах находился искусственный бриллиант. Такие сведения приводятся в результатах исследования The Knot, в котором приняло участие почти 17 тысяч пар. 

«В США около 18 месяцев назад объём выращенных в лабораторных условиях алмазов в виде россыпи превысил объём добытых камней. Так что если у людей и были какие-то сомнения, что происходит сдвиг, то он стал очень заметен. И с тех пор продолжает расти», — сказал CNBC генеральный директор Pandora Александр Лацик.

По его словам, благодаря новой технологии бриллианты можно предложить большему количеству людей. Поэтому необязательно общий объём продаж сократится. «Возможно, мы пригласим больше людей в данную категорию», — добавил топ-менеджер.

Из-за плохих макроэкономических условий и растущей конкуренции со стороны LGD цены на добываемые алмазы упали почти на 60% по сравнению с максимумом в марте 2022 года.

Тарифы угрожают стабилизации

Тем не менее некоторые аналитики говорят, что отрасль близка к достижению точки стабилизации между ценами на LGD и добытые алмазы.

«Вопрос, который вы должны задать, заключается в том, насколько могут снизиться цены, прежде чем потребители увидят чёткую разницу между двумя продуктами», — отметил независимый эксперт по алмазам Пол Зимниски.

По его мнению, рынок начинает приближаться к моменту, когда можно купить выращенный в лаборатории камень весом в 3–5 карат всего за несколько тысяч долларов, тогда как натуральный вариант будет стоить десятки и сотни тысяч долларов.

Перед лицом подобных проблем некоторые ключевые игроки пересматривают стратегии.

De Beers заявила, что перед Рождеством и до того, как возникла неопределённость с тарифами, появились признаки роста спроса в США. Вместо того чтобы инвестировать в растущий рынок LGD, компания удваивает инвестиции в природные алмазы. Недавно она объявила о закрытии ювелирного бренда LGD Lightbox в попытке укрепить «приверженность натуральным бриллиантам в ювелирном секторе».

«Неуклонное снижение стоимости выращенных в лаборатории бриллиантов в ювелирных изделиях подчёркивает растущую разницу между изделиями фабричного производства и натуральными бриллиантами», — заявил генеральный директор De Beers Эл Кук.

Компания заявила, что закрытие соответствует стратегии, которую она представила в мае прошлого года, «чтобы сосредоточиться на высокодоходной деятельности и оптимизировать бизнес». В то же время Anglo American, материнская компания De Beers, продаёт компанию и находится в процессе поиска потенциальных покупателей.

В условиях нынешнего спада цен на роскошь ювелирные изделия стали заметным светлым пятном, особенно в сегменте дорогих украшений, который считается менее цикличным и ориентированным на самых состоятельных клиентов.

Ранее в этом месяце Richemont превзошла ожидания, увеличив выручку за счёт двузначного роста в подразделении ювелирных домов группы, в которое входят Cartier, Van Cleef & Arpels и Buccellati.

По мнению аналитиков, ключ к развитию горнодобывающей отрасли заключается в распространении информации.

«Вы должны помнить, что бриллиант — очень эмоциональная покупка, не слишком практичная. И людям нравится история, стоящая за его созданием», — сказал Зимниски.

Эксперт считает, что отрасль должна просто обеспечить тем потребителям, которые собираются потратить значительно больше денег на покупку натурального бриллианта, уверенность в том, что это действительно натуральный бриллиант.

«Это должно быть приоритетом отрасли на данном этапе», — заключил специалист.