Бизнес Еда Экономика

Тарифы Трампа вызывают похмелье у виноделов Евросоюза и импортёров США

0 2478

Виноделы в Европе и их партнёры по импорту и дистрибуции в Соединённых Штатах столкнулись с двойным кризисом: тарифом в 15% на ввозимое в США европейское вино и падением курса доллара.

Многие американские импортёры запаслись вином перед вступлением в силу тарифов 1 августа, в результате оказавшись в затруднительном финансовом положении на ближайшие несколько месяцев. Виноделы находятся в подвешенном состоянии, пока продолжаются торговые переговоры.

Управляющий фермой и винодельней Meinklang вместе с женой и родителями австрийский винодел Вернер Михлиц — младший экспортирует более трети своего вина в США. Глава фермы рассказал изданию Politico, что некоторые импортёры просили снизить цены с целью компенсировать пошлины.

«Но это невозможно. Мы уже достигли своего максимума. И это немного грустно, ведь так много вложено в такие отношения. В конечном счёте платить придётся американским потребителям, иначе они будут пить другие вина», — посетовал Михлиц.

Европейские экспортёры долгое время пользовались беспошлинным доступом на американский рынок большинства алкогольных напитков и надеялись получить освобождение от пошлин в рамках заключённого этим летом торгового соглашения.

Вино в ящиках. © ru.freepik.com

Ставка в 15% — не так плохо, как могло бы быть. В какой-то момент президент США Дональд Трамп пригрозил пошлинами в 200%.

«Наш экспорт остановился на целый месяц», — отметил Игнасио Санчес Рекарте, генеральный секретарь Европейского комитета винодельческих компаний (CEEV), представляющего винодельческие компании ЕС.

Но это всё равно существенно. По оценкам CEEV, винодельческая отрасль может потерять от 800 миллионов до миллиарда евро в течение 2026 года.

Ламберто Фрескобальди, один из крупнейших производителей вина в Италии, заявил, что средняя цена отправляемого в США итальянского вина за последние три месяца снизилась на 10%.

«Меня убивает мысль, что мы будем меньше участвовать в жизни США. Для многих итальянцев Соединённые Штаты стали страной, где они чувствовали себя как дома. Страной возможностей. Очень тяжело осознавать, что мы больше не являемся там желанными гостями», — пояснил винодел из Флоренции в тридцатом поколении.

«Хрупкое и страшное время»

Сложившаяся ситуация нервирует и коллег европейских виноделов за океаном.

«Вино, которое ресторан покупал в ноябре 2024 года, в 2025 году подорожает на 35%. Сложно переоценить проблему, которую, как ожидается, это вызовет», — заявил президент Американского винного торгового альянса Бен Анефф.

В 2024 году европейские виноделы экспортировали вина в США (свой крупнейший рынок сбыта) на сумму более 4,88 миллиарда евро. По оценкам европейской отрасли, на каждом полученном экспортёрами вина долларе американские дистрибьюторы и гостиничный бизнес зарабатывают 4,50 доллара.

Больше всего пострадали импортёры и дистрибьюторы. Анефф отметил, что европейские вина обеспечивают отрасли 75% прибыли. Большинство дистрибьюторов приостановило набор персонала, а некоторые начали увольнения.

Гарри Рут, владелец компании Grassroots Wine в Чарльстоне, Южная Каролина, специализируется на небольших семейных винодельнях по всему миру, около 60% из которых находится в Европе. В 2024 году его бизнес вырос на 13% в годовом выражении. При этом в 2025 году продажи остались на прежнем уровне. Единственное, что мешает их падению, это уход конкурентов из бизнеса.

«Сейчас нестабильное и страшное время», — отметил Рут.

Его стратегия на оставшуюся часть года — быть более консервативным в отношении европейских закупок. Но, как и большинство импортёров, Рут закупил как можно больше до вступления в силу пошлин.

Плохо для Европы, плохо для США

Однако происходящая ситуация создаёт другие проблемы, особенно для американских виноделен.

«Впоследствии пришлось замедлить закупки у американских производителей, поскольку у нас слишком много капитала заморожено в пошлинах и европейском вине», — разъяснил Рут.

Схема продажи вина в США берёт начало со времён сухого закона сто лет назад, когда большинство штатов внедрило так называемую трёхуровневую систему. Винодельни продают вино дистрибьюторам, которые поставляют его розничным торговцам и ресторанам, а они — потребителям.

Продажа вина. © ru.freepik.com

Даже если розничный торговец хочет получить определённое отечественное вино или имеет хорошие отношения с виноделом, он не может самостоятельно пойти и купить данное вино.

«Ни один другой продукт в стране не продаётся таким образом. Иногда зарабатывающие до 65% дохода от импортного вина дистрибьюторы при получении огромного таможенного счёта покупают меньше, в том числе и американского вина. В прошлый раз, когда это произошло, американские винодельни лишились дистрибуции в штатах вроде Нью-Йорка из-за вызванных пошлинами финансовых проблем дистрибьюторов», — отметил Анефф.

Именно поэтому американские винодельческие компании, включая Napa Valley Vintners, The Wine Institute, Wine America и Национальную ассоциацию розничных продавцов вина, направили Трампу совместное письмо с просьбой пересмотреть пошлины. Они предупредили, что ставка в 15% может сократить продажи алкоголя в США почти на два миллиарда долларов и поставить под угрозу 25 тысяч рабочих мест.

«Мы импортируем европейское вино примерно на 4,5 миллиарда долларов в год, что обеспечивает продажи в США на сумму 23 миллиарда долларов. Данный доход поступает 6000 импортёров и дистрибьюторов, у которых есть сотрудники, независимым розничным продавцам, сотням тысяч ресторанов и их сотрудникам. Ни один другой импортный продукт не приносит такой экономической выгоды», — указал Анефф.

Винный мир находится в беде не только из-за пошлин. Изменение климата, экстремальные погодные явления и снижение потребления угрожают отрасли в Европе и США. Но это долгосрочные проблемы, а пошлины — насущная.

Чего хотят потребители

Ближайшие несколько месяцев станут показательными, поскольку потребители будут бороться с ростом цен. Вино нельзя запросто заменить. Суть терруара заключается в том, что вино уникально и принадлежит определённому месту. Пино нуар из Бургундии — это не то же самое, что пино нуар из Орегона. Оба вина могут быть великолепными, но они разные.

«Простая реальность такова, что когда кто-то хочет бургундское из Франции, он именно это и хочет. Если вы идёте в магазин и хотите клубнику, а вам говорят взять помидоры, это не одно и то же», — пояснил Анефф.

Чтобы компенсировать пошлины, ему пришлось поднять цены практически на весь товар в своём винном магазине Tribeca Wine Merchants в Нью-Йорке. Даже на американские вина.

Но не все предвидят конец света.

Питер Эйзел, закупщик вина в Martha’s Vineyard (популярном винном магазине в Гранд-Рэпидс, штат Мичиган) сказал, что потребители готовы платить на пару долларов больше за европейские вина. Он тоже делал превентивные закупки в ожидании пошлин, но некоторые вина доступны только в определённые сезоны — например, божоле нуво. Эйзел заказал свои ящики несколько недель назад и сказал, что вина, которые обычно продаются по 10 долларов, будут продаваться по 11,99 доллара. Он ожидает, что клиенты всё равно будут раскупать их.

Организаторы Vinitaly, крупнейшей в мире винной выставки, делают ставку на его правоту. Vinitaly проходит в Вероне уже 58 лет, но в октябре 2025 года во второй раз пройдёт в Чикаго. Адольфо Ребугини, генеральный директор Veronafiere (организатора выставки) ожидает в текущем году в Чикаго около 1600 закупщиков из США. Это внушительный показатель, несмотря на сложившуюся ситуацию.

«Активно работаем с США, поскольку это крайне важный рынок для итальянских производителей вина», — сказал Ребугини.

По его данным, экспорт итальянских вин в США составляет около двух миллиардов евро в год. Согласно оценкам Veronafiere, итальянский винодельческий сектор может потерять 317 миллионов евро в год. Но если доллар продолжит слабеть, потери могут достичь 450 миллионов евро.

Евро. © ru.freepik.com

Некоторые вина рискуют больше других: 60% всего «Москато д’Асти» экспортируется в США, 48% всего «Пино Гриджио» и 46% всего «Кьянти».

Некоторые европейские винодельческие компании обращают взор за пределы США, в том числе в Канаду, Мексику и Бразилию. Они приветствуют соглашение Евросоюза с южноамериканским блоком МЕРКОСУР и с энтузиазмом относятся к перспективе заключения соглашения о свободной торговле с Индией. Однако выгода от таких соглашений может проявиться лишь через много лет.

«Никакая другая доступная ЕС торговая альтернатива не сможет компенсировать потери США», — заявил Рекарте из CEEV.

На прошлой неделе комиссар по торговле Марош Шефчович сообщил европейским законодателям, что работает над расширением исключений из американских тарифов в 15%, добавив в них вино и крепкие спиртные напитки. Очевидно, никакой прогресс пока не достигнут.

Виноделы по-прежнему живут в подвешенном состоянии.