Сейчас, когда у нас уже не просто мобильные телефоны, а целые миникомпьютеры в сумках и карманах, даже дисковые аппараты недавнего прошлого кажутся уже историей. А что вы скажите, когда зайдете в музей МГТС, где собраны уникальные телефонные аппараты и не только они. Кстати вы знаете, какая современная компания заложила основу телефонии в нашей стране?
Сам Музей МГТС начал свою работу в 1982 году, первый экспонаты были собраны за 3 года, люди сами приносили аппараты. В этот корпоративный музей передавали оборудование и телефонные станции подразделения телефонной сети.
Телефония как явление появилась в конце XIX века. Передача человеческой речи на расстояние решалась много инженерами того времени. Тогда уже был телеграф, но телеграф требовал посредника, и конфиденциальность ь и скорость передачи утрачивались . Александр Грехом Белл первый превратил речь в электрический сигнал и обратно . Он не был физиком и занимался проблемами плохослышащих людей, занимался их адаптацией и придумывал специальные приборы. Эффект телефонирования, как часто бывает в жизни, получился у него случайно в его устройстве телеграфа что-то поломалось. Телефон и микрофон были в одном флаконе, говорить и слушать одновременно не получалось , только по очереди. Батарея, подключаемая к этому устройству , позволяла передавать речь на 100 метров. Устройство была запатентовано и представлено на выставке в 1876 . Кстати, с патентом тоже произошла забавная история. Белл на два часа определил своего технического соперника Александра Грина, чей прект, как оказалось потом, был даже более технически совершенен.Но у Белла была работающая модель, а у Грина только проект.
Через 2 года ( 1878) в городе Нью-Хейвене появилась первая телефонная станция на 200 номеров. Трубка Белла могла соединить только двух людей, а соединить больше нужна точка коммутации- а именно телефонная станция .
К 1890 в 5 крупных городах США уже существовали свои телефонные сети - быстрая конфиденциальная передача данных для банков и бирж. В начале XX века в одной Швеции было пять компаний производящих оборудование для такой стремительно развивающейся отрасли как телефонии в том числе и Эриксон.
Аппарат компании Эриксон, именно она способствовала развитию нашей телефонии.
В России все попытки и разработки инженеров не находили поддержки у правительства. Но промышленники и предприниматели обратили в 1881 с просьбой разрешить обустроить новую связь в России. Регламент был разработан за несколько месяцев. И в Санкт-Петербурге, Москве, Одесса Варшаве и Риге американская компания Белла началась создать телефонные сети.
Первый звонок состоялся в Москве 1 ( 13 ) июля 1882 из дома Попова ( Кузнецкий дом 6, сейчас 12). Там на 5 этаже арендованы помещения и установлены коммутаторы. на крыше стояла стойка. На каждом коммутаторе было 50 номеров, и их обрабатывали девушки телефонистки коммутаторы были соединены между собой. Аренда точки стоила 250 рублей в год ( средняя стоимость дома), 60 рублей енотовая шуба , буханка хлеба 2 копейки. Сначала 26 абонентов ( банкиры, рестораторы), но уже в 1901 - 3000 абонентов.
По всему городу расходились столбы с телефонными проводами .
В 1901 проведен конкурс среди возможных операторов сети с основным требованием не больше 125 рублей в году его выиграло Шведско-Датско-Русское общество ( оборудование Эриксон, шведские и датские банки и небольшое участие русских предпринимателей). В Европе была очень высокая конкуренция, и общество стремилось на молодой российский рынок. Они предложили цены в 79 рублей и предложили лучшее качество.
В 1902 заложен фундамент нового здания в Милютинском переулке, 5 ( арочные конструкции, стеклянная крыша ). К 1916 Московская городская сеть была лучшая в Европе по оснащение и количеству абонентов. До сих пор существуют в центре Москвы есть проложенные шведами кабели, не все конечно используются.
Станции были обустроены коммутаторами. Телефонистки сидели и стояли. Каждое гнездо в нижней части поля - номер абонента, первые цифры номера были вверху, а следующие высчитывались в нижней части поля.
Норма соединений 180 в час – 3 в минуту .Телефонистки узнавали своих абонентов по голосам. Телефонистки должны были быть хорошо образованы, с хорошими манерами, приятным тембром голоса и знанием иностранного языка, невероятным терпением. Для телефонисток были особые требования по росту не менее 158, по длине рук. Это были в основном небогатые дворянки, работа была круглосуточная.
Модель телефона того времени: трубка и устройство для речи разнесены.Звонок для привлечения внимания Ручка прокручивалась, создавался ток и посылался телефонистке на коммутатор . Внизу были еще и местная батарея .
Во время революции Московская телефонная станция была захвачена на 5 день красноармейцами ( оборону держал небольшой отряд юнкеров). "Телефон и телеграф захватить в первую очередь и любыми усилиями"
После революции произошла национализация сеть, многие специалисты уехали или были уволены. А поскольку в сети работали в основном шведские специалисты проблемы поддержания сети были очень серьезные , резко сократилась возможность обслуживания абонентов. Телефоны были только в больницах, банках,частные абоненты практически не обслуживались.
А мир в то время переходил уже на АТС – автоматизированные станции. Первая автоматизированная станция кстати появилась в 1895 году в Америке и её создал гробовщик. А послужила причиной обычная конкуренция. У него был бизнес соперник, тоже гробовщик, у которого жена работала на телефонной станции и всегда соединяла клиентов только со своим мужем. Для исключения человеческого фактора и была создана первая АТС.
Телефонные сети стали входить в новую техническую эпоху, с новым оборудованием и новыми возможностями
А это уже дисковые и кнопочные, которые я помню.
Уличные таксофоны. работающие от монеток и жетонов. дисковые и кнопочные.
Огромное спасибо сотрудникам музея за детальные рассказ, о том как развивалась телефония.
Кстати, музей расположен по адресу: ул. Зорге, 27.