В современной музыкальной индустрии намечается тектонический сдвиг, поводом для которого послужило санкционное противостояние между Россией и Западом.
После старта военной спецоперации на Украине Россия оказалась в условиях беспрецедентного санкционного давления и ответила «западным партнерам» контрсанкциями, запретив экспорт ряда товаров и оборудования. Под запрет на вывоз в том числе попали отечественные радиолампы — ключевой компонент в мировой сфере гитарного усиления.
«Ридус» выяснил, откуда в условиях новой реальности брать «теплый ламповый звук».
Правительство РФ определило список запрещенных к вывозу товаров и оборудования 10 марта текущего года, выполняя приказ главы государства «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности».
В перечень вошли «технологическое, телекоммуникационное, медицинское оборудование, транспортные средства, сельхозтехника, электрическая аппаратура» — более двух сотен наименований товаров. Но западную музыкальную индустрию особенно насторожил один пункт:
«Лампы и трубки электронные с термокатодом, холодным катодом или фотокатодом (например, вакуумные или паро- или газонаполненные лампы и трубки, ртутные дуговые выпрямительные лампы и трубки и электронно-лучевые трубки, телевизионные трубки передающие)».О масштабах грядущей трагедии сообщил основатель и президент всемирно известной американской компании Electro-Harmonix Майк Мэтьюз. Лампы от EHX используются в продукции таких именитых брендов, как Fender, Marshall или Ampeg, а гитарными эффектами от этой компании пользовались, кажется, все значимые звезды рок-индустрии — от Pink Floyd с Metallica до U2 с The White Stripes.
«Россия ввела запрет на экспорт около 200 товаров в ответ на санкции, введенные против нее в связи с нынешним конфликтом на Украине. Мы подтвердили, что запрет распространяется на наши семь брендов российских ламп. Запрет будет действовать до конца календарного года. До тех пор, пока мы не сможем должным образом оценить влияние этих факторов, мы не будем выполнять никаких новых заказов и больше не будем отгружать российские лампы на заказ. Рок-н-ролл».В письме Мэтьюза речь идет о семействе ламповых брендов EHX, которое включает в себя Tung-Sol, Electro-Harmonix, EH Gold, Genalex Gold Lion, Mullard, Svetlana и Sovtek. Если все эти марки пострадают от нехватки ключевых компонентов из России, то текущий год станет сокрушительным для всех американских монстров гитарного усиления.
Западная профильная пресса уже размышляет, чем заменить российские лампы. Портал Gear News подозревает, что Китай в данном случае не вариант из-за тесных связей с Россией. Остается чуть ли не единственный американский производитель Western Electric или бренд JJ Tubes из Словакии. Их мощностей точно не хватит, чтобы удовлетворить все потребности западных производителей.
«Все это означает, что многие усилители на основе ламп, особенно в более дешевом сегменте рынка, могут очень скоро увидеть значительный рост цен. Что же касается бутикового оборудования на основе ламп, то я уверен, что они тоже сильно пострадают», — резюмирует публицист портала Gear News.Популярный в You-Tube музыкант Rhett Shull уже объявил, что музыкальная индустрия столкнулась с концом ламповых усилителей и никогда больше не будет прежней. «Цифровизация» окончательно добьет «золотой век» гитарного звука с его привычными стенами усилителей на сцене — гитаристы массово перейдут на эмуляцию гитарного усиления.
Одна из крупнейших в России фабрик, производящих лампы, находится в Саратове. В начале девяностых огромный промышленный конгломерат, производящий интегральные схемы, часы и оптические приборы, не справился с кризисом: фабрика заняла слишком много денег у банка и не могла их вернуть. В итоге в 1998 году фабрику купил владелец EHX Майк Мэтьюз. Она производит вакуумные лампы под брендом Sovtek.
Таким образом, нельзя сказать, что саратовские лампы Sovtek — исключительно российские, владелец у них американский. Однако доставить продукцию фабрики за рубеж нельзя из-за российских контрсанкций. Этим могут воспользоваться российские производители, которым отныне доступны качественные компоненты в полном объеме. Более того, на волне заявлений о национализации иностранных предприятий правила игры в сфере гитарного усиления в России могут измениться до неузнаваемости.
Ситуацию с лампами оценил в интервью «Ридусу» Павел Ерасов, глава YERASOV Music Corporation — отечественного флагмана производителей звукового оборудования. Руководитель крупного производства гитарных усилителей, эффектов и акустических систем признает, что в данный момент отечественные производители переживают непростые времена, но в то же время появляются и новые окна возможностей.
«Никто не знает, что будет завтра, ситуация настолько напряженная. Кто-то верит, что все откатится, кто-то уже поставил крест и приспосабливается к новым условиям работы. Нам как производителям, конечно же, было бы интересно, чтобы ламповое производство у нас было свое. Если производитель российских ламп сохранит то качество, которое делал на весь мир, то есть перспективы производства российской ламповой техники в России на высоком уровне».Ерасов также не исключает, что алармистские заявления американских производителей о грядущем дефиците ламп могут быть связаны не столько с реальным дефицитом компонентов, сколько с желанием поднять ажиотаж вокруг своих товаров: «Учитывая западный менталитет, при котором все упирается в зарабатывание денег, они могут и цены поднять».
Как бы ни менялись условия, ламповый звук будет цениться всегда, даже когда «цифра» захватит весь рынок, полагает Ерасов: «Ламповое усиление станет нишей — как у ценителей Hi-Fi и Hi-End. Ламповые усилители еще долго продержатся и останутся. Это будет люксовый сегмент рынка, который смогут позволить себе далеко не все: это будет недешево».