История

Теракт или коррупция: как Россия едва не лишилась «отца-государя»

0 18556

17 октября (29-го по старому стилю) 1888 года царский поезд возвращался из Крыма в Петербург и подъезжал к Харькову. В поезде были Александр III, его жена Мария Федоровна, наследник престола, будущий Николай II, члены царской семьи, свита и прислуга. Начался дождь, поезд шел под уклон, стремительно разгоняясь.

Около 14 часов состав приближался к станции Борки. Царская семья завтракала в столовой. Дворецкий подал гурьевскую кашу. Но притронуться к ней никто не успел. В 14 часов 14 минут поезд сильно качнуло, раздался страшный скрежет, а потом столовый вагон буквально разорвало на части. Пол оторвался, а вагонная крыша рухнула на пассажиров.

Кое-как выбравшись из-под обломков, царь, царица и их дети увидели страшное зрелище. Передние вагоны сошли с рельсов и были буквально разорваны в клочья. На них по инерции наезжали задние, тяжелые вагоны и давили выживших людей. Стоял страшный грохот. Раненые и умирающие отчаянно кричали. Везде лежали чудовищно изуродованные трупы с оторванными конечностями и размозженными головами. Все это поливал ледяной дождь.

Катастрофа в Борках потрясла Россию. 21 погибший, десятки раненых — это были очень серьезные масштабы по тем временам. Тем более страшному риску подверглась вся царская семья — их спасение выглядело настоящим чудом. Аварию расследовали лучшие юристы страны, материалы дела заняли пять томов. Однако многие вопросы так и остались без ответа.

Жулики и воры

© Алексей Иваницкий / wikimedia.org

Следствие по делу вел выдающийся юрист того времени Анатолий Кони. Процесс до боли напоминал то, как расследуются ЧП в современной России. Все валили вину друг на друга, а следователи стремились найти «стрелочников» и вывести из-под критики высшие власти.

Моментально обнаружилась коррупция. Железная дорога была выстроена частным подрядчиком Самуилом Поляковым. Купец, у которого Поляков отказался закупать шпалы, обвинил его в том, что он покупал все материалы только у своих соотечественников — евреев. А те поставляли некачественный балластный гравий и бракованные прогнившие шпалы. Чтобы это гнилье приняли, поставщики платили огромные взятки. Бытовой антисемитизм купца, конечно, не красит, но в целом схема очень знакомая.

Простых рабочих, строивших дорогу, подрядчик нещадно обсчитывал. В отместку они рассказали следователям о повальном воровстве и некомпетентности начальства. Так, никто не следил за постепенным размыванием склона, по которому были проложены пути. Из-за осадков он стал гораздо круче, чем позволяли нормативы. По уму склон следовало выровнять, а потом уже укладывать новые рельсы. Однако то ли от лени, то ли для экономии начальство велело укладывать рельсы на крутой склон, где впоследствии и разбился царский поезд.

Машинисты, которым тоже постоянно недоплачивали, пожаловались на то, что начальство экономило на техобслуживании. Из-за чудовищного состояния паровозов над ними даже смеялись сотрудники другого депо.

Дураки и дороги

Портрет Александра III© Иван Крамской / общественное достояние

Отметился в деле и императорский двор. Собирая царский поезд, придворные нарушили практически все правила техники безопасности, которые существовали на тот момент. Поезд состоял из пятнадцати вагонов — десять были обычными, а пять царских — очень тяжелыми. Тянули поезд два паровоза. Максимальная скорость одного составляла 82 км/ч, второго — 58 км/ч. Все это резко понижало управляемость поезда.

Вес царского поезда соответствовал грузовому составу. По правилам он должен был ехать медленно. Однако состав регулярно разгонялся до скорости, на которой ездили только легкие пассажирские экспрессы. В момент катастрофы царский поезд набрал абсолютно недопустимые для той ситуации 68 км/ч просто потому, что царь любил быструю езду.

У одного вагона во время путешествия лопнула рессора. Никто и не подумал ее починить, вагон ехал перекошенным. Тяжелые вагоны из соображений комфорта поместили в середину состава. Все это еще больше ухудшило управляемость.

Ну и самое главное — с предыдущей станции царский поезд выехал с неработающими тормозами. Начальство знало о проблеме, но остановить царский поезд и починить тормоза Вестингауза не посмело — ведь тогда пришлось бы докладывать императору и просить разрешения на стоянку. Так самодержец с семьей отправились к Боркам буквально «без тормозов».

Легенда

Памятная монета, выпущенная в честь спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе, 1888 год© Национальный музей Финляндии / wikimedia.org

Пока следствие разбиралось в том невероятном бардаке, который устроили железнодорожники и придворные, в массы стали срочно забрасывать мифы и легенды. Надо было как-то отвлечь внимание людей от чудовищной катастрофы.

Идеологи вбросили легенду о «чудесном спасении». То, что вся царская семья выжила, действительно выглядело невероятной удачей. Столовый вагон, в котором они находились, пострадал очень сильно. Спасло самодержцев только то, что падавшая крыша вагона уперлась углом в колесные тележки и под ней осталось свободное пространство. Младших детей, находившихся в «детском» вагоне, выбросило на насыпь. Они тоже практически не пострадали.

Пропаганда состряпала из этого легенду, согласно которой Александр III, прямо как библейский Самсон, держал на плечах крышу вагона. В это время его жена и дети спешно выбирались из поезда. Затем, по легенде, императорская чета бросилась на помощь раненым и умирающим. Царица помогала лейб-медику как простая медсестра, приказала развести костры, чтобы согреть раненых, и даже порезала на бинты собственные кофточки. Царь руководил работами по спасению выживших.

Звучит все это красиво, но свидетельствует лишь о безобразной организации спасательных работ. Пострадавшие часами ждали помощи и умирали под проливным дождем. Спасатели приехали вызволять царский поезд только к ночи.

Никаких доказательств подвигов Александра III не существует. Выжившие свидетели запомнили только шутку спасшегося царя. Она звучала довольно цинично. «Представляю, как будет разочарован Владимир, — сказал император, — узнав, что все мы остались живы!» Владимир Александрович был братом царя. Ему достался бы престол, если бы Александр III и его сыновья погибли.

В память о «чудесном спасении» царской семьи в Борках был построен православный храм. В 1919 году местные жители его разрушили.

Теракт

© Алексей Иваницкий / wikimedia.org

Легенда о «чудесном спасении» так и не прижилась. Зато пышным цветом расцвели слухи о теракте. Якобы некий мальчик принес в царский вагон бомбу, спрятанную в мороженом. Или, по другой версии, революционеры заложили две бомбы на железнодорожном полотне, а их руководитель оказался среди убитых взрывом.

О том, что царский поезд взорвали революционеры, говорили все — и железнодорожники, и придворные, и сами члены царской семьи. Собственно, главной целью расследования Кони было сразу отвергнуть возможность теракта. Эксперты обсуждали состояние путей и паровозов, лишь бы не говорить о самой напрашивавшейся версии произошедшего.

За десять лет до трагедии в Борках народовольцы уже пытались взорвать царский поезд. Активисты под руководством Веры Фигнер, Софьи Перовской и Андрея Желябова заложили динамит сразу в трех точках на пути следования поезда. Александр II спасся тогда по счастливой случайности. Но уже спустя два года те же народовольцы царя-освободителя успешно взорвали.

И вот получалось, что, несмотря на казнь народовольцев и обширную программу репрессий, Охранное ведомство прохлопало покушение на Александра III. Признавать такое было немыслимо. Тему теракта постарались замолчать. Следствие по делу было вскоре прекращено приказом императора. Под суд никого не отдали. Министры, ответственные за нарушение техники безопасности, тихо ушли в отставку.

Однако сохранились воспоминания великой княжны Ольги Александровны — она отлично запомнила, что прямо перед крушением в поезде прогремел взрыв. О страшном грохоте и вспышке огня говорили и многие другие свидетели. Удивительно выглядели и повреждения вагонов — такие разломы и разрывы мог вызвать скорее мощный взрыв, а не простое схождение с рельсов. Однако следствие, проведя множество экспертиз путей, шпал и гравия, отказалось привлекать специалистов по взрывчатке.

С наиболее популярной версией теракта можно ознакомиться в мемуарах генерала Владимира Сухомлинова и юриста Михаила фон Таубе. Она звучит так: работавший на революционные организации помощник царского повара заложил бомбу с часовым механизмом в столовый вагон. Установив часовой механизм на время завтрака, он спокойно сошел на предыдущей станции и уехал за границу. В 14:14 механизм сработал.