Утром 23 мая в прибрежных городах Сирии — Тартусе и Джебле раздались взрывы. Повалил черный дым. Из окон зданий посыпались стекла. Зазвучали сирены машин скорой помощи и силовых структур.
Три взрыва раздались на автовокзале Тартуса в самый час пик: в это время в город обычно приезжают из соседних поселков обучающиеся в Тартусе студенты и работающие в городе жители сельских районов. Взлетевший на воздух пикап в секунды разметал многочисленные такси и микроавтобусы, превратив те из них, что оказались в эпицентре, в груды металла. В общей сложности полностью уничтоженными оказались около 25 транспортных средств, среди которых несколько больших пассажирских автобусов.
Среди многочисленных погибших и раненых — продавцы, устроившие на автостанции импровизированный рынок овощей и фруктов. Площадь поражения — около 150 метров. Самое же страшное заключалось в том, что вслед за этим мощным взрывом раздалось еще два. Находившиеся около входов в автовокзал смертники привели в действие пояса со взрывчаткой, преградив путь тем, кто попробовал спастись бегством с места теракта.
То, что случилось в соседнем небольшом городке Джебла, было еще страшнее. Сообщается о четырех взрывах. После того как пострадавших в результате взрывов у автостанции (там также взорвался автомобиль) начали привозить в местную больницу, возле самой больницы раздался еще один мощный взрыв. По свидетельствам очевидцев, среди погибших и пострадавших в результате этой атаки очередного смертника множество сотрудников больницы, привезенные в больницу раненые, а также проходившие в больнице лечение больные. Кроме того, пострадали люди, оказавшиеся в момент одного из взрывов около здания управления энергоресурсами.
Район Тартуса и Джеблы находится в глубоком тылу проправительственных сил. В непосредственной близости от этих городов никаких военных действий в последние пять лет не велось вообще. На данный момент большинство аналитиков сходится на версии о том, что террористы прибыли на побережье из районов Хамы или Хомса. Там существует достаточно много подконтрольных боевикам анклавов, которые в настоящее время достаточно активно бомбятся сирийской и российской авиацией и в которых проходят наземные войсковые операции. Ответственность за взрыв в Тартусе уже взяла на себя группировка «Ахрар аль-Шам», которая, кстати, является участником переговорного процесса в Женеве. Взрывы в Джебле совершили сторонники ИГИЛ. Как отмечают многие аналитики, это фактически первый случай, когда эта организация на территории Сирии выбирает в качестве цели террористической атаки 100% гражданские объекты. Обычно целью терактов являются стратегические и военные объекты.
Несомненно, что нападения на оба города, несмотря на то, что ответственность за них взяли на себя разные террористические организации, являются частями единого плана. Произошедшие с небольшим временным разрывом операции имели одну и ту же схему: после взрыва автомобилей на территории самих автостанций были приведены в действие пояса смертников для того, чтобы посеять еще больше паники и затруднить процесс оказания медицинской помощи пострадавшим и их эвакуацию в медицинские учреждения.
Новые нападения террористов и осуществление первых в истории этих населенных пунктов терактов являются попыткой окончательно сорвать процесс примирения, который пытаются наладить власти Сирии при помощи России. Как отмечают некоторые эксперты, выбор целей террористов может быть неслучайным: в Тартусе находится база материально-технического обеспечения ВМФ РФ, а в нескольких километрах от пострадавшего города Джебла находится российская авиабаза, базирующиеся на которой самолеты и вертолеты переломили ход сирийских событий. Вполне вероятно, что осуществившие чудовищные теракты в Сирии боевики пытались передать своеобразный кровавый «привет» России и ее руководству.
Однако все это из области предположений. Куда серьезнее другая, в который раз обозначившаяся благодаря этим взрывам проблема. Уже установлено, что смертник на заминированном автомобиле смог проникнуть на тщательно охраняемую территорию автостанции в Тартусе, используя такой же пикап, какие используют сирийские силовые структуры.
Нельзя исключать, что с водителем просто поздоровались на КПП, расположенном на въезде на станцию, не проверив документы и не обследовав машину. По негласному правилу, уходящему корнями в традиции местного гостеприимства, сирийцы далеко не всегда проверяют своих. И это дает террористам возможность совершать преступления в тылу у правительственных войск. По такой схеме теракты уже неоднократно совершались в Дамаске, Хомсе и других городах страны. Пользователи сирийского происхождения в соцсетях выражают по этому поводу недовольство и надежду на то, что новые страшные теракты смогут наконец изжить эту неуместную в условиях разгула террора особенность.
Пока на месте взрывов все перекрыто. Работают криминалисты. Территория автовокзалов закрыта для гражданских лиц. Идет эвакуация пострадавшего автотранспорта и уборка территории. По предварительным данным, взрывы унесли более 85 жизней, сотни людей ранены.