Немногим более месяца прошло с тех пор, как в Москве был утвержден и начал действовать весьма загадочный документ, представляющий собой регламент эвакуации автомобилей, припаркованных без государственных регистрационных знаков (номеров). Буквально сразу после этого соцсети запестрели сообщениями автомобилистов о массовой эвакуации таких машин, при том что ни одна из норм действующего законодательства не запрещает оставлять находящийся на стоянке автомобиль без государственных регистрационных знаков.
Как показывает практика, перед законом равны далеко не все, и по отношению к другим кто-то всегда будет равнее. Попытка эвакуировать автомобиль без номеров сотрудниками ГКУ «АМПП» была предпринята и в отношении одного из сотрудников «Ридуса». О том, как это происходило, чем закончилось и какие из всего этого можно сделать выводы, читайте ниже.
Террорист или жертва кражи?
В тот день сотрудник издания по имени Алексей припарковал свою машину на привычном месте — на платной парковке у здания редакции. Рабочий процесс был в самом разгаре, когда его слух уловил знакомый многим автомобилистам тревожный звук работающего эвакуатора. Подлетев к окну и увидев свою машину, окруженную сотрудниками ГКУ «АМПП», Алексей устремился на улицу, где его авто было уже погружено на эвакуатор. Вежливо, но твердо владелец машины разъяснил сотрудникам службы эвакуации, что, несмотря на отсутствие на стоящем автомобиле номеров (что не запрещено законом), парковка им оплачена, а машина находится в установленном законом месте, предназначенном для стоянки. После этого он попросил сотрудников АМПП объяснить причину эвакуации и вернуть ему автомобиль.
Основанием для эвакуации, по словам сотрудника, является некое решение Антитеррористической комиссии города Москвы. На требование Алексея вызвать на место сотрудников ФСБ, что вполне логично при выявлении объекта, представляющего террористическую угрозу, пусть даже и в воображении работников не совсем профильного ведомства, эвакуаторщики отреагировали без энтузиазма. Возвращать машину владельцу они также не собирались.
Алексей, чувствуя за собой правоту, также не был намерен отступать. В результате на место были вызваны сотрудники полиции и ГИБДД, а работники АМПП предпочли скоротать время в кабине эвакуатора.
Работники АМПП предпочли скоротать время в кабине эвакуатора
Представители органов прибыли на место где-то через час. Все это время эвакуатор с погруженной на него машиной Алексея практически полностью перекрывал и без того узкий переулок.
Представители полиции не смогли внести ясность в ситуацию о правомерности эвакуации машины Алексея. Правоохранители лишь пожали плечами, кивнув в сторону сотрудника ГИБДД, — мол, пусть разбирается специалист, после чего удалились.
Действительно, сотрудник ГИБДД довольно быстро расставил все точки над i в данной ситуации. После проверки водительских документов Алексея и данных автомобиля никакого криминала в действиях его владельца обнаружено не было. По требованию инспектора автомобиль был моментально сгружен с эвакуатора и возвращен владельцу без каких-либо дополнительных условий.
Напоследок Алексею даже удалось взглянуть краем глаза на тот самый «секретный документ», на основании которого предполагалось увезти в неизвестном направлении его автомобиль. Документ, как выяснилось, действительно существует, но кем он подписан и насколько легитимен, из протянутой работником АМПП бумажки выяснить так и не удалось.
Автомобиль был моментально сгружен с эвакуатора и возвращен владельцу без каких-либо дополнительных претензий
На каком основании?
Оставлять дело, не добившись полной ясности, журналисты «Ридуса» не собирались. За разъяснениями редакция обратилась в АМПП и МАДИ, а также к независимым экспертам.
Перемещение автомобилей без номеров производится на основании решений Антитеррористической комиссии города Москвы (№ 13−80−1/15 от 13.03.2015 и № 4−13−7596/7 от 27.04.2017), — сообщили изданию в АМПП. — Согласно им, сотрудники правоохранительных органов, а также инспекторы МАДИ могут принять решение о перемещении таких автомобилей из 400-метровой зоны от мест массового скопления людей. Автомобили отправляют на охраняемые стоянки на специально отведенные места, где их должны проверить сотрудники правоохранительных органов.Даже не юристу в глаза бросается тот факт, что данный документ является подзаконным актом, подменяющим КоАП РФ, при том что в случае противоречия положений подзаконного акта положениям закона приоритет остается за законом. В самом же законе о возможности эвакуации автомобилей без государственных регистрационных знаков, если они припаркованы без нарушения ПДД, не говорится ничего.
На вопрос «Ридуса» о том, насколько законна такая эвакуация, был получен следующий ответ:
Антитеррористическая комиссия приняла соответствующие решения, не затрагивающие правоотношения, регламентированные КоАП РФ. Присутствие неопознанных автомобилей в местах массового скопления людей затрудняет работу сотрудников правоохранительных органов в части проведения необходимых оперативно-разыскных мероприятий. Именно поэтому мы получаем отклик от граждан, которые поддерживают решение принимать меры в отношении подозрительных автомобилей. Ведь идентифицировать владельцев таких транспортных средств практически невозможно.Тихий переулок в центре Москвы, откуда пытались эвакуировать автомобиль Алексея, назвать местом массового скопления людей не поворачивается язык. Про какие-то сообщения граждан о подозрениях, вызываемых этим транспортным средством, сотрудники АМПП ни владельцу машины, ни даже прибывшим на место полицейским не сказали ни слова.
История с Алексеем ничему не научила сотрудников АМПП, эвакуация автомобилей без номеров в переулке продолжается и поныне
А ну как рванёт?
На первый взгляд, все это можно было бы списать на ухищрения парковщиков, не особо заморачивающихся формулировками поводов для эвакуации, если бы не одно «но». А именно, что в качестве основания для эвакуации рассматривается террористическая опасность, что, как известно, далеко не шутки. Москвичам, пережившим не один теракт, не надо объяснять, чем может грозить хотя бы одна пропущенная специалистами бомба или смертник.
По этой причине жители столицы всегда с пониманием относятся к ситуациям, когда на место предполагаемой террористической угрозы прибывают группы разминирования, кинологи и представители различных специальных служб. Благодаря их профессионализму, количество терактов в Москве в последние годы резко сократилось.
На этом фоне ситуация, когда автомобиль, по чьему-то мнению представляющий террористическую опасность, без эвакуации людей, выставления оцепления, вызова взрывотехников, кинологов и представителей спецслужб грузится на эвакуатор и куда-то везется через всю Москву, вообще не поддается никакому описанию.
О том, что будет, если условная машина с заложенным взрывным устройством взорвется от тряски при погрузке или движения по оживленной магистрали, страшно даже подумать.
Не меньше вопросов вызывает и то, как и кто определяет, представляет ли данный автомобиль террористическую угрозу или нет.
Решение о перемещении автомобилей без номеров, а также с нечитаемыми или подложными номерами могут принять сотрудники правоохранительных органов или инспекторы МАДИ, — пояснили „Ридусу“ в АМПП и МАДИ. — Неопознанные автомобили перемещаются из 400-метровой зоны от станций метро, остановок общественного транспорта, транспортно-пересадочных узлов, парков.Заявление выглядит по меньшей мере странно, учитывая, что определить угрозу, исходящую от того или иного подозрительного автомобиля, и порядок дальнейших действий в этой ситуации способен далеко не каждый представитель специальных служб, не говоря уже обо всех остальных.
Любой человек, который имеет принадлежность к оперативной службе, знает совершенно точно, что в тех случаях, когда в отношении какого-либо объекта возникает подозрение, что он может нести террористическую угрозу, к нему категорически нельзя приближаться и уж тем более дотрагиваться до него или куда-то его перемещать, — пояснил „Ридусу“ спасатель 1-го класса, ветеран МЧС с 20-летним стажем работы Андрей Туманов.По словам специалиста, не обладающие нужными знаниями и навыками сотрудники ГКУ «АМПП» или МАДИ не имеют компетенции ни для того, чтобы точно определить исходящую от объекта угрозу, ни уж тем более для того, чтобы ее обезвредить.
Максимум, что они могут, — это до приезда специальной оперативной группы саперов или сотрудников силовых ведомств попросить полицию выставить оцепление возле подозрительной машины.
Любое взрывное устройство обезвреживается исключительно на месте, — говорит Андрей Туманов. — Для этих целей обычно под управлением опытнейших сотрудников минно-взрывных подразделений МВД, МО или МЧС используется робот-сапер, который выстрелом из водяной пушки разрушает взрывное устройство, не допуская его взрыва.По его словам, осуществлять действия по разминированию, предотвращению взрывов могут только специально обученные люди из инженерно-саперных подразделений силовых ведомств и никто более. Научить этим навыкам в рамках курсов повышения квалификации или каких-то дополнительных занятий с непрофильными специалистами невозможно.
То, чем занимается, принимая подобный регламент, московский антитеррористический комитет, можно назвать не просто самодеятельностью, а вредительством, которое может стоить жизни не только сотрудникам службы эвакуации, но и обычным москвичам, оказавшимся неподалеку от места, где работникам АМПП не повезет эвакуировать машину, действительно начиненную взрывчаткой, — резюмирует Андрей Туманов.Закон что дышло?
Массу вопросов вызывает эвакуация автомобилей без номеров и с правовой точки зрения. Тот же КоАП не требует от автовладельца обеспечивать сохранность номерных знаков во время стоянки автомобиля. Более того, еще в начале 2013 года Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ вынесла соответствующее определение (N 5-АПГ13−20).
Тогда судебную тяжбу затеял некий гражданин В. Л. Вэскер, который, как и положено, пройдя со своей жалобой все судебные инстанции столицы, включая Мосгорсуд, и получив там отказ, добрался с апелляцией до Верховного суда РФ, где и добился победы здравого смысла!
Суд в частности отметил, что граждане имеют полное и неотъемлемое право в любой момент оставлять машину на платной парковке с нечитаемыми номерными знаками (ездить так нельзя, но это совсем другой вопрос) или вообще без номеров.
Штрафовать их, как прописано в части 3 статьи 8.14 КоАП (теперь уже города Москвы), за это никто не имеет права. То есть абсолютно никто: ни бог, ни царь, ни уж тем более московское ГКУ «АМПП».
Патовая ситуация
Настоящим беспределом считает применение «антитеррористического регламента» и координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов:
Местные суды не смогут, до высших — путь долог и тернист. Ситуация патовая, ведь пока суть да дело, в сухом остатке сегодня мы имеем конкретную угрозу. Правда, исходящую не от оставленных без номерных знаков авто, а от чиновников, легким росчерком пера предоставивших настоящим террористам отличный шанс воспользоваться случаем и бросить начиненную взрывчаткой машину без номеров под стопроцентную эвакуацию. Хоть на платной парковке в нескольких метрах от Кремля, хоть у выхода из метро в час пик или детского досугового центра.