Приближение новогодних праздников неизбежно подталкивает к разговору о том, без чего невозможно представить себе ни один Новый год, а именно — о шампанском. За то небольшое время, которое осталось до наступления самого главного праздника года, мы еще не раз упомянем этот великолепный искрящийся напиток. Сегодня же хотелось бы рассказать об одной из разновидностей шампанского вина, о которой в России известно далеко не каждому почитателю этого напитка, — о тихом (не игристом) шампанском.
Речь пойдет именно о шампанском вине, произведенном непосредственно во французской провинции Шампань, единственном, имеющем право носить данное географическое название.
Вино для эстетов
Казалось бы, зачем делать этот праздничный напиток тихим, если в представлении большинства он ассоциируется именно с пузырьками, а то и лихим салютом при неправильном открытии бутылки. Ответ прост: делается это вино не для того самого большинства, предпочитающего пузырьки и салюты, а для несколько иной категории потребителей, постоянно ищущих и экспериментирующих со вкусами. И оно того стоит.
Я его называю шампанское без пузырьков, — поясняет „Ридусу“ Алексей Скворцов, управляющий и винодел шампанского дома Château d’Avize (группа „Абрау-Дюрсо“), представившего на днях свое первое тихое моносортовое вино Coteaux Champenois Blanc. — Есть любители-знатоки, которые ценят такое вино. В своем лучшем исполнении, а тем более, как у нас, с использованием биодинамики — это абсолютно живой продукт. Даже в производственном плане это вино не требует особого вмешательства, сначала ты его выдерживаешь для первичной ферментации, а потом в бочке до момента розлива. Алексей Скворцов© RidusПо сути, при изготовлении такого шампанского используются технологии, применяемые для производства обычного тихого вина. Свою лепту добавляет и то, что вино производится по органической технологии, практически без применения химических веществ, как на стадии винограда, так и при дальнейшем производстве. Не меньшее значение имеет и использование столь популярного сегодня метода биодинамики, о котором «Ридус» расскажет в следующих публикациях.
После всего этого ты разливаешь вино, и получается, что у тебя в бутылке именно то, что способна дать эта земля, — говорит Скворцов.Надо признать, что вино действительно прекрасно. Coteaux Champenois Blanc («Кото Шампенуа Блан») урожая 2014 года производится полностью из «самого шампанского» сорта винограда — шардоне. Вино выдерживается на осадке в дубовой бочке не менее 22 месяцев, что позволяет ему проявить все богатство и мощь вкусовых составляющих. Автором Coteaux Champenois является известный французский биодинамист — главный энолог Château d’Avize Эрве Жестен.
Самое же интересное, по словам Алексея Скворцова, заключается в том, что своим ароматом и мягким благородным вкусом вино во многом обязано выдержке не в новой бочке, а в ранее уже использованной для приготовления других вин:
Мы становимся третьим вином. В этом году у нас бочки 2016 года. То есть до нас в них было два белых вина. Эти бочки не только из региона Бордо, а из-под Сотерна, в 2012 году нам удалось через наши неформальные связи там закупить бочки, которые вышли после Château d’Yquem. Когда они [бочки] приехали к нам, там были какие-то капли внутри, конечно их мыли, но остаточные ароматы в них все равно оставались. Когда мы вынимали пробки, аромат был божественным.Узок круг этих людей
Как уже говорилось выше, тихие шампанские вина являются уделом относительно узкого круга почитателей. Если говорить о России, то это объясняется прежде всего недостаточной осведомленностью потребителей об их существовании как таковых. В остальном они ничем не уступают другим высококачественным тихим винам, а в чем-то их даже превосходят.
© RidusА как обстоят дела с потреблением тихого шампанского в других странах?
У нас его хорошо покупают японцы, — говорит Алексей Скворцов. — Они, конечно, очень щепетильны в отношении качества всего: коробочка, этикеточка, — все должно быть идеально. Не дай бог что-то повредить или оцарапать.Но свою щепетильность в отношении качества японцы компенсируют тем, что не торгуются по части цены.
На каждую разновидность вина есть свой потребитель, — продолжает эксперт. — Собственно, кто запрещает делать тихое вино? Другое дело, что сам рынок его там достаточно ограничен, точно так же, как и здесь, не каждый потребитель знает, что существует такая разновидность вина. Потому что шампанское — это некое обобщенное понятие, которое у любого человека вызывает совершенно определенные представления.С куда меньшим пиететом относятся к тихому шампанскому в самой Франции. Местный рынок вина переживает не лучшие времена, что объясняется общей экономической ситуацией в стране и Европе в целом. Предпочтения потребителей все больше склоняются к традиционным классическим продуктам, которые потреблялись французами всегда, сколь тяжелы ни были бы переживаемые ими времена.
По словам Алексея Скворцова, финансовая ситуация у среднестатистического потребителя во Франции довольно сложная, что объясняется общим положением дел в экономике. Все эти бунты «желтых жилетов», которые тянутся уже целый год… Люди трудоспособного возраста не имеют стабильных контрактов, пенсионерам не хватает пенсии — общеэкономическая ситуация довольно сложная, поэтому продажи шампанского на самом деле падают.
Продажи всей Шампани хоть и держатся в пределах 300 миллионов бутылок в год, но, по сравнению с предыдущими годами, уменьшение совокупных объемов по региону ощутимо. Дело в том, что на самом деле шампанское остается люксовым продуктом и вином для торжественных, радостных случаев, а праздновать-то особо нечего, — заключает собеседник «Ридуса».Единственным рекордсменом по потреблению шампанского, несмотря на общую ситуацию, сегодня остается сама Шампань, текущее потребление которой несравнимо ни с каким другим регионом страны.
Даже в Париже шампанское используется преимущественно для торжественных случаев, — подтверждает Алексей Скворцов. — Но вот в самой Шампани это до сих пор вино текущего потребления, его пьют просто так, вместе с кофе и вместо кофе. Его заказывают бутылками, чтобы распить в компании друзей. Не бокалами, повторюсь, а бутылками…