«Атака Титанов. Фильм первый. Жестокий мир» (Shingeki no kyojin: Attack on Titan)
Япония, реж. Синдзи Хигути, в ролях: Харума Миура, Кико Мидзухара, Каната Хонго, Сатоми Исихара, Пьер Таки.
Более ста лет назад на человечество напали титаны — огромные нелюди без сосков и явных половых признаков. Пожрав кучу народа и зарубив научно-технический прогресс, они потом куда-то надолго пропали, а рассказы о них превратились в легенды. Люди огородили себя огромной стеной, но с течением времени всё чаще стали задумываться: а вдруг всё уже изменилось и можно, наконец, выглянуть наружу?.. Как вдруг титаны снова вернулись. И опять принялись запихивать в пасть живое, кричащее человеческое мясо.
Трейлер фильма «Атака Титанов. Фильм первый. Жестокий мир»
Конечно, при желании можно трактовать это кино с точки зрения политической и социальной, понимая под Стеной, допустим, «железный занавес», а под титанами — внешнего врага, жаждущего истребления мирных граждан мужественно противостоящего ему государства: сожрёт и не подавится. Только вот, вероятнее всего, это будет самообманом: подобной «концепцией», существуй даже она, не замаскировать здесь творящегося.
На то, что позволяют себе в этом фильме японцы, Голливуд не осмелится ни коим разом. Это вам не «Кинг Конг», это вам не «Трансформеры» (аналогия с которыми естественна при учёте размеров главных героев). При всей жестокости некоторых американских картин, в которых бывают и отрубленные руки, и раздавленные черепа, подобного вы там никогда не увидите — разве что в том трэшевом кино, которое распространяется среди самой узкой прослойки «фанатов» и не добирается до кинотеатров. А «Атака титанов» идёт на самом что ни на есть большом экране — в кинозалах IMAX, со всеми сопутствующими.
Наверное, нечто подобное чувствовали китайцы, когда им показывали наш «Сталинград», размышляя про загадочную русскую душу. Японцы для нас — та же загадка.
Кадр из фильма «Атака Титанов. Фильм первый. Жестокий мир»
В этой ленте всё так и есть, всё как сказано, как и предупреждали: людей жрут, пожирают буквально, в самом прямом смысле этого слова. Как описать это подробнее?.. Имеет ли смысл это вообще описывать?.. Сколь затуманенным должно быть сознание, чтобы художник (каковым, казалось бы, является человек, работающий в киноискусстве) дошёл до такого?..
«Глупости, — вы скажете, — подобный сюжет существует в мировой культуре издревле, вспомним хоть циклопов из мифов Древней Греции, хоть людоедов из мрачных сказок братьев Гримм. Людей жрали задолго до появления кинематографа, да и в самом кино за его вековую историю немало тому примеров. Есть спрос — есть и предложение». Всё это так — не понять только, чему радоваться.
За вычетом смыслообразующей «фишки» и похода горстки бойцов в последнюю атаку в надежде вернуть себе плодородные земли в фильме остаётся не так уж и много. И мерить его привычными мерками не получается: сюжет здесь довольно условный, характеры шаблонны, режиссура и исполнение порой примитивны, а экшен банален. Но, согласитесь, глупо всё это требовать от такого кино, много ли ему надо?.. Здесь даже спецэффекты — те самые ужасающие титаны — выглядят довольно топорными, игрушечными. За тем лишь — опять же — исключением, что от игрушек мы ничего подобного всё же не ожидаем…
Кадр из фильма «Атака Титанов. Фильм первый. Жестокий мир»
В чём же секрет «успеха» данной картины? Именно в простоте подхода. На эмоциональном уровне все художественные прорехи перекрывают именно крики несчастных жертв, хруст их костей и летящие вам в глаза брызги крови. Это и образует тот зрительский адреналин, который распыляется по всему залу. Пришедшие на сеанс знают, о чём будет кино, — и даже не думают закрывать глаза: напротив, с улюлюканием ждут, когда очередной уродец-титан поймает в свои лапы очередную убегающую жертву…
Как тут не вспомнить финал «Человека с бульвара Капуцинов», когда к ковбоям приезжает мистер Сэконд: «Ах, какая большая, жирная, вкусная рука!.. А теперь пальчик!.. А ухо!..» И особенно его подводящий черту выкрик: «Парни, кончайте эти сопли! Вас ждёт вторая серия!»
Вторая серия «Атаки титанов» обещана россиянам в октябре.