Экономика

Только для богатых: новые автомобили снова становятся роскошью даже в развитых странах

0 3242

Блестящая новая машина на подъездной дорожке на протяжении поколений была эмблемой процветания среднего класса, но теперь даже в развитых странах для большинства граждан это снова далекая мечта.

В США средний ежемесячный платеж по автокредиту за новый автомобиль сегодня составляет 777 долларов — почти вдвое больше, чем в конце 2019 года. И это почти шестая часть среднего дохода американских домохозяйств после уплаты налогов. Даже подержанные модели подорожали в среднем до 544 долларов в месяц. Схожая ситуация наблюдается в Европе и Японии, где цены на машины тоже стремительно растут.

По мнению аналитиков Bloomberg, в основе проблемы лежит новая мантра автопроизводителей: держите складские запасы скудными, а ценники — толстыми. 

Спустя три года после того, как пандемия вызвала глобальную нехватку полупроводниковых микросхем и нанесла ущерб производству автомобилей, Ford Motor Co., General Motors Co. и их зарубежные конкуренты получают большие прибыли. И даже сейчас, когда кризис чипов показывает признаки ослабления, они не планируют активно наращивать производство. 

Переход на электромобили, которые стоят примерно на 25% дороже средних традиционных машин, может еще больше усугубить кризис доступности. Добавьте в этот «коктейль» стремительно растущие процентные ставки, и станет очевидно, что новые автомобили, равно как владение недвижимостью и высшее образование, быстро становятся достоянием богатых. 

Когда кредиты кусаются

© unsplash.com

В течение десятилетия средний платеж за новый автомобиль в США составлял примерно 400 долларов в месяц. Это именно та сумма, которую может потратить типичное американское домохозяйство, одновременно покрывая другие основные расходы. С текущими платежами баланс уже не сходится.

По данным JPMorgan, средняя цена нового автомобиля в США подскочила почти до 50 000 долларов, что на 30% больше, чем в 2019 году. Хотя в последние недели цены несколько снизились по мере восстановления производства, этого недостаточно для большинства потребителей, чтобы с комфортом купить новую машину. Между тем средняя цена подержанного автомобиля в настоящее время составляет около 27 000 долларов. 

Автопроизводители пожинают сладкие плоды продажи меньшего количества более дорогих автомобилей. Так, в США в прошлом году они продали около 13 миллионов автомобилей — это на 8% меньше, чем в 2021-м, и самый низкий показатель за десятилетие. Но валовая прибыль Ford выросла на 4,4% в 2022-м по сравнению с годом ранее, а скорректированная прибыль GM выросла примерно на 200 миллионов долларов и достигла 14,5 миллиардов долларов. Правда, ожидается, что в этом году рентабельность некоторых производителей сократится на фоне глобальной экономической слабости.

В Европе, согласно данным ING Research, цены на новые автомобили находятся на рекордно высоком уровне и продолжают расти. Нехватка транспортных средств привела к росту цен на подержанные автомобили в Японии на протяжении большей части прошлого года. Экономический спад в Китае сдерживает цены, но крупные города затрудняют регистрацию автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на фоне стремления к более дорогим электромобилям.

Большие запасы выходят из моды

Эксперты считают, что происходит кардинальное изменение бизнес-модели, которая определяла производство автомобилей на протяжении десятилетий: заводы работали на полную мощность, а затем использовали большие скидки для перемещения металла. В США автопроизводители обычно держат запасы на 60–100 дней. Теперь они ориентируются примерно на половину этого объема, чтобы снизить накладные расходы и сохранить высокие цены.

«Мы никогда не вернемся к уровню запасов, на котором были в прошлом», — пообещала инвесторам главный исполнительный директор GM Мэри Барра в прошлом году.

Ее конкурент генеральный директор Ford Джим Фарли заявил, что не хочет платить миллиарды долларов за запасы или предлагать скидки и другие стимулы, чтобы избавиться от них. Toyota Motor Corp. и Nissan Motor Co. пообещали применить ту же стратегию.

«Вы не увидите возврата большинства производителей к тому, что было три или четыре года назад.  Мы будем поддерживать спрос и предложение на одном уровне», — предупредила вице-президент Nissan по продажам автомобилей в США Джуди Уилер.

Тем не менее появились некоторые признаки того, что проблемы потребителей будут понемногу решаться по мере уменьшения проблем с цепочками поставок. Финансовый директор Ford Джон Лоулер ожидает, что цены на новые автомобили упадут на 5% в 2023 году, а Уилер из Nissan прогнозирует, что они снизятся до «более нормального уровня». Недавно Tesla и Ford развязали ценовую войну на рынке электромобилей.

Кратковременное облегчение

Дилеры сомневаются, что производители действительно смогут держать запасы под контролем. «Все говорят о запасе автомобилей на 30–45 дней. Они этого не сделают», — уверен Ретт Рикарт, чья компания Ricart Automotive Group из Колумбуса (штат Огайо) является крупным дилером моделей Ford, Nissan и Chevrolet. 

© unsplash.com

Но любое восстановление предложения, скорее всего, будет происходить урывками. Барра из GM и исполнительный вице-президент по продажам Toyota Motor North America Джек Холлис считают, что отрасль получит достаточно чипов, чтобы продать 15 миллионов автомобилей в США в этом году. Но это все равно примерно на 12% ниже уровня продаж трехлетней давности. По оценкам Холлис, из-за нехватки чипов может существовать неудовлетворенный спрос более чем на четыре миллиона автомобилей, что удерживает цены от быстрого падения.

«У нас будет еще один год, когда объемы продаж ограничиваются поставками. Понятно, что спрос по-прежнему превышает предложение и цены продолжают расти», — сказал Холлис. 

Дефицит новых машин отражается на вторичном рынке, куда попадает меньше автомобилей последних моделей, и стоят они, соответственно, дороже. Возможности для покупки бюджетных машин уменьшает и сокращение модельного ряда. Так, американские производители прекратили выпуск компактных автомобилей, поскольку не могли на них достаточно заработать. 

Нехватка более дешевых моделей означает, что все больше новых автомобилей скупают состоятельные потребители. По словам управляющего директора консалтинговой фирмы AlixPartners Марка Уэйкфилда, сейчас почти 30% рынка приходится на домохозяйства с годовым доходом более 150 000 долларов США по сравнению с 22% в 2016 году. 

«Автомобили покупают более богатые люди, а нижняя часть рынка как бы выпала», — констатировал он.