Военное дело Политика

Только не уходи: Европа хотела бы стать для США «главной по боеприпасам»

0 1683

На прошлой неделе администрация Трампа представила новую Стратегию национальной безопасности. Документ проливает свет на дальнейшее геополитическое будущее западного мира и не только его. Дух и буква его текста сводятся к весьма неприятным моментам для старой Европы, чья роль в будущем мире рассматривается как второстепенная.

Стратегия открытым текстом намекает на «стирание цивилизации» в Европе. Похоже, документ призывает к прекращению расширения НАТО.

«После многих лет забвения Соединённые Штаты вновь обратятся к доктрине Монро и будут применять её, чтобы восстановить американское превосходство в Западном полушарии, защитить нашу территорию и доступ к ключевым географическим районам региона. Не позволим конкурентам из другого полушария размещать войска или другие угрожающие ресурсы, контролировать стратегически важные активы в нашем полушарии или владеть ими», — отмечено в 33-страничном стратегическом документе.

Шах и мат! Но как же в этой ситуации быть Европе, чья сытая жизнь и безопасность десятилетиями зиждилась на американских штыках, платила за которые преимущественно Америка?

Возможно, несколько лет назад вопрос не стоял бы так остро, учитывая отсутствие прямых и косвенных угроз сытому и безопасному европейскому мирку. Однако времена меняются. Сегодня в Европе идёт полноценная война, угрозы множатся, а американский военный зонтик неудержимо складывается, готовясь к отправке через океан.

Кризис боеприпасов

Российско-украинский конфликт высветил целый ряд неприятных моментов, касающихся европейских возможностей защищать свой замечательный богатый и справедливый мир. Старый свет оказался лишённым не только боеспособных армий, но и возможностей производить вооружение и боеприпасы, необходимые для ведения военных действий даже средней интенсивности. Подтверждением тому стал глобальный кризис поставок артиллерийских снарядов и ракет, разразившийся в 2023 году.

Производство боеприпасов. © army.mil

Два десятилетия вялой войны с «мировым терроризмом» в условиях отсутствия конкурентов привели к ограничению закупок боеприпасов. Во главу угла помещена эффективность поставок точно в срок, но никак не массовое производство.

Конфликт на Украине показывает, что спрос на боеприпасы продолжает опережать возможности отрасли по пополнению запасов. Всё это происходит на фоне приближения срока поручения Си Цзиньпина Китаю быть готовым к вторжению на Тайвань к 2027 году.

Процесс пошёл?

Осознание Европой ситуации и попытки её разрешения обозначились лишь к концу прошлого — началу нынешнего года. Боеприпасы, как и любой другой глобальный товар, нуждаются в международном сотрудничестве и кооперации. За последнее время Европа действительно начинает переживать военно-промышленный ренессанс.

Закон ЕС о поддержке производства боеприпасов (ASAP) вливает сотни миллионов евро в узкие места в цепочке поставок 155-миллиметровых снарядов и пороховых зарядов, целевая мощность которых к концу 2025 года составит около двух миллионов снарядов в год.

Крупнейшие производители ЕС, в том числе Rheinmetall, добавляют сегодня новые линии, чтобы к 2027 году выйти на объём производства 1,1–1,5 миллиона 155-миллиметровых снарядов в год.

Активизация сотрудничества и кооперация помогут странам ЕС нарастить производство и поставки боеприпасов, хотя это и займёт достаточно продолжительное время. Основной урок, вынесенный ЕС из украинского конфликта и ожидаемого ухода США, заключается в том, что поставки ускоряются, когда союзники координируют финансирование, стандарты и логистику.

Америка, мы тебе поможем… если сами сможем

Что касается США, то они были и будут оставаться максимально заинтересованными в том, чтобы Европа не рассчитывала на американские поставки, а решала свои проблемы и задачи НАТО самостоятельно.

По мнению европейских авторов идеи «снарядного взаимодействия», для Вашингтона мощная трансатлантическая база боеприпасов — это не какое-то частное достижение Европы, а жизненно важный стратегический актив. В соответствии с данной логикой в случае готовности европейцев надёжно снабжать НАТО боеприпасами США смогут сосредоточить передовое производство и запасы на Индо-Тихоокеанском регионе и внутренней обороне.

Двусторонние отношения могут предоставить США критически важные возможности для всё более напряжённых отношений с Китаем.

Проще говоря, когда Европа заполняет арсеналы НАТО, Америка обретает необходимую ей гибкость. Таким образом, чтобы подготовиться к любым изменениям в политике США, Евросоюз должен будет действовать уже сейчас, систематизируя объединённую политику в области боеприпасов и средств огневого поражения.

Боеприпасы НАТО. © unsplash.com / Marek Studzinski

Предполагается, что в течение 2026 года ЕС и США попытаются подготовить почву для плавного перехода от прежней стратегии к совместной ответственности за выполнение задач обеспечения боеприпасами в рамках НАТО. Для этого потребуется формализовать политику согласования американского и европейского планирования производства, лицензирования и механизмов наращивания производства.

Учитывая хрупкость ограниченной внутренней производственной базы, такое соглашение позволило бы США опираться на наращиваемые европейские мощности в случае непредвиденных обстоятельств мирового масштаба (например, военных действий с участием США в Тихом океане).

Доказать свою нужность

Столкнувшись с решением США сосредоточиться на собственных геополитических и военных программах, о чём открытым текстом говорится в новой Стратегии национальной безопасности, Европа всеми силами будет демонстрировать свою ценность как партнёра, которого стоит защищать.

И всё же, несмотря на довольно резкое наращивание производства боеприпасов в странах ЕС, его темпы пока не позволяют говорить, что намеченные планы взаимодействия могут быть реализованы в случае необходимости. Судя по скорости расходования боеприпасов в рамках украинского конфликта, европейские мощности всё ещё не готовы к обеспечению потенциальных боевых действий в Европе, не говоря уже о поддержке воюющих за Тайвань Соединённых Штатов.

Для сравнения напомним, что оборонная промышленность КНДР производит в год около 2–3 миллионов артиллерийских снарядов. Это заметно превосходит европейские планы на ближайшие годы.