Уик-энд на Украине прошел под знаменем Дня казачества и Защитника Украины и получения томоса об автокефалии.
Два уточнения.
Во-первых, никакого Дня казачества нет, а есть День УПА. Или, чтобы совсем уж понятно было, День украинского нациста. 14 октября по легенде является днем создания Украинской повстанческой армии. А нынешние украинские власти называют этот день Днем защитника Украины. Вот я и говорю, что День украинского нациста — удачное универсальное название.
Во-вторых, никакого томоса тоже нет. Начнем с того, что называться он у нас должен фомос. Потому что традиция греческая, а не латинская. Фома ведь апостол? Фома. И Аквинский у нас тоже — Фома, а не Томас Аквинат, как у латинян. Ну, вот, значит, и фомос, а не томос.
Но в любом случае его нет. Никакой автокефалии Константинополь Киеву не предоставил. Константинополь снял обвинения с раскольника Филарета (не анафему, а то, что было до анафемы) и заявил, что отменяет договор XVII века. Ни того ни другого Константинополь делать не имеет права, но это их, поповские, нюансы. А главное — никакой автокефалии пока нет. Сказано только, что процесс по предоставлению будет продолжен. Да, этот процесс, скорее всего, завершится фомосом, но не завершился ж еще.
Поэтому Порошенко на выходных соврал. Когда начал рассказывать, что, мол, «строили мы, строили, и наконец построили». Автокефалии нет, фомоса нет, процесс может быть долгим, да и никакой единой церкви все равно у них не выйдет.
Просто фишка в другом. С уточнениями я закончил, и теперь давайте содержательно. Вспомните, как вообще освещалась вся эта ситуация с автокефалией и фомосом. С одной стороны, Порошенко и вся его рать твердили: независимость церкви — залог независимости государства. Чушь, конечно, государство-то светское. И вообще Порошенко в очередной раз нарушил конституцию своими религиозными манипуляциями. Но кого это волнует на Украине? Точно не самого Порошенко.
С другой стороны, наши тоже повторяли заклинания: фомоса не будет, Варфоломей не рискнет, а если будет, то получится тааакой религиозный конфликт, что вот тут-то Порошенко и каюк.
Ну тоже чушь. Эти ваши религиозные конфликты и в Средние-то века были только ширмой. Какой поскребешь — так и обнаружишь или финансовый интерес, или земельный. А уж сейчас и подавно. Конечно, на Украине тоже так — у церквей в собственности храмы и прочие строения с землями. А это немалые денежки. Но никакой религиозной супервойны, уничтожающей Порошенко, не будет. Никто, простите, не выйдет на улицы за «правильное» православие. По разным причинам. И попов недолюбливают, и не с чем выходить — оружия нет, и противник хорошо подготовлен. На его стороне не только сборища уличных боевиков, но и полиция, и армия. Поэтому даже если бы вышли, что в результате? Ничего. А тут еще и не выйдут — и буйных мало, и смысла нет.
Конечно, может сбивать с толку накрутка, которая идет с обеих сторон. Но сейчас я попробую вам объяснить эту накрутку и всю порошенковскую немудреную затею. Всё, безусловно, затеяно под выборы. В докладе нашего Центра евразийской интеграции, посвященном электоральной ситуации на Украине, указывалось: у Порошенко шансы выиграть практически нулевые. Понятно, что нарисовать можно что угодно. Но с нулевого рейтинга нарисовать победу в первом туре — сложно даже на Украине сегодня. Поэтому его банда будет рисовать ему выход во второй тур. Однако во втором туре Порошенко проигрывает практически любому конкуренту! Даже при условии, что опять же будет рисовать себе победу. Просто второй тур — это уже совсем другая конкуренция, тут уже одним рисованием сыт не будешь, слишком рискованно. Поэтому нужен удобный противник. С которым и договориться можно, и который при этом поможет имитировать «запэклу боротьбу» и прочую демократию.
А такой противник — это только представитель «Оппоблока», бывший регионал. Кто конкретно — да неважно. Хоть Бойко, хоть Вилкул какой-нибудь. Для Пороха — вариант идеальный: он с ними и проценты согласует, чтобы рисовать удобнее было. И картинку демократическую покажет всему миру. В общем, всё как надо.
И вот под этот вариант и работает вся закрутка с фомосом. Автокефалией (пусть даже не состоявшейся пока) Порошенко мобилизует голосовать за него западный электорат. Пусть и немногих, но к ним пририсовать проще, чем к нулю. А самое главное, что той же автокефалией (и законом о языках) он мобилизует электорат юго-восточный. Которому и подсунет какого-нибудь «единого кандидата от Юго-Востока». На уличные бои и защиту храмов выйдут немногие (разве что за Лавру), а вот на участки пойдет побольше. И вот вам необходимый Пороху удобный противник на второй тур.
И все религиозные войны на этом закончатся.