Будущий президент США Дональд Трамп пообещал ввести пошлины в 25% на весь импорт из Мексики сразу после инаугурации. Это больно ударит по европейскому автопрому, который и так все глубже погружается в кризис.
Для европейских автопроизводителей и их поставщиков ущерб от «мексиканских» тарифов может даже превысить потери от любых прямых пошлин на товары из ЕС. Ведь многие из них построили в Мексике заводы, чтобы воспользоваться преимуществами относительно дешевой рабочей силы и близостью к прибыльному рынку США. И будущее этих предприятий окажется под вопросом.
В числе компаний, который имеют свой бизнес в Мексике, входят Stellantis и Volkswagen, акции которых во вторник упали на 4,7% и 2% соответственно. Угрозы Трампа ввести тарифы уже в январе оставляют автопроизводителям и поставщикам слишком мало времени для адаптации к масштабным изменениям в цепочке поставок, отмечают аналитики Bernstein.
Это плохая новость для автопроизводителей, которые уже борются со снижением спроса, ростом издержек и конкуренции со стороны китайских брендов.
Кстати, Volkswagen и его партнер, шанхайская компания SAIC Motor, в среду объявили о том, что продадут свой совместный завод в западном регионе Китая Синьцзян. Европейский автогигант не выдержал растущего на протяжении многих лет давления с требованием прекратить свое присутствие в регионе, где правозащитные организации зафиксировали случаи злоупотреблений в отношении уйгурского населения. Правда, одновременно Volkswagen заявил о продлении партнерства с SAIC до 2040 года, что является важным шагом для компании на ее крупнейшем внешнем рынке, где продажи снижаются.
Возвращаясь к Мексике, стоит отметить, что эта страна является основным поставщиком на автомобильный рынок США. В долларовом выражении Соединенные Штаты импортировали оттуда в 2023 году примерно столько же автомобилей, сколько и из Европы, но почти в четыре раза больше автозапчастей. По данным Мексиканской ассоциации автопроизводителей, на США пришлось почти 80% экспорта автомобилей из Мексики в период с января по июль этого года (около 1,57 миллиона единиц).
По оценкам аналитиков Intermonte для Stellantis, каждый дополнительный процентный пункт пошлин на импорт из Мексики может снизить прибыль до налогообложения примерно на 160 миллионов евро, или на 1,4% по сравнению с ожиданиями на 2025 год. По подсчетам Reuters, это составляет от 3,6 миллиарда до 4 миллиардов евро.
Stellantis управляет двумя сборочными автозаводами в Мексике: в Сальтильо, где производятся пикапы и фургоны Ram, и в Толуке, где выпускается среднеразмерный внедорожник Jeep Compass. Компания готова пересмотреть свои планы по дальнейшему продвижению на рынки стран с более низкими затратами, включая Мексику, если Трамп введет пошлины, сообщал глава бренда пикапов Ram агентству Bloomberg на прошлой неделе.
По данным Intermonte, действующие тарифы на экспорт из Мексики в США варьируются от 0% до 2,5% в зависимости от происхождения компонентов. По мнению аналитиков Stifel, около 65% автомобилей, которые VW продает в США, потеряют конкурентоспособность, если к мексиканскому импорту будут обавлены пошлины.
Автомобильный завод в Пуэбле, крупнейший в Мексике и один из крупнейших в группе VW, в 2023 году произвел около 350 тысяч автомобилей, включая Jetta, Tiguan и Taos, и все они предназначены для экспорта в США. Бизнес немецкого автопроизводителя в США гораздо больше связан с Мексикой, чем с его европейскими операциями. Данные по отгрузкам показывают, что в этом году Volkswagen US импортировал из Мексики примерно в десять раз больше, чем из Европы.
У некоторых европейских компаний есть хорошие возможности для наращивания производства в США, что потенциально смягчит влияние тарифов, хотя лишь немногие имеют достаточно средств на такие инвестиции, сказал Reuters вице-президент международной логистической компании OEC Group из Чикаго Ник Кляйн.
Mercedes-Benz и BMW могли бы увеличить производство на своих заводах в США, но новые модели потребуют значительных вложений в оборудование. Обе компании экспортируют автомобили из США, что может дать им право на возмещение тарифов.