Экономика

Торговля по-новому: секонд-хенд, расцвет дискаунтеров и сокращение ассортимента

0 9139

Замороженные торговые площади, ренессанс секонд-хенда, расцвет дискаунтеров, сокращение брендов и ассортимента: представители ритейла обсудили текущую ситуацию на рынке и его дальнейшие перспективы на конференции «Ритейл в России: перенастройка отрасли», организованной «Ведомостями».

Сложно всем

Торговый центрТорговый центр.© Pixabay.com

К концу 2021 года в России было около тысячи качественных торговых центров общей площадью около 30 миллионов «квадратов». В них трудились свыше десяти миллионов человек — примерно 15% от всего работающего населения, рассказала член совета директоров «Коллерз Интернешнл» Анна Никандрова. Сейчас часть их людей и помещений в простое.

По оценкам экспертов, от 10 до 50% площадей в ТЦ заняты иностранными компаниями, которые приостановили работу в России, но договоры аренды пока не расторгали, при этом 10-15% из них привязаны к обороту, который сейчас нулевой. И что со всем этим делать, непонятно.

Практически все торгово-производственные компании заморозили свое развитие. Капитальные затраты сокращены, операционные тоже оптимизируются (в значительной степени за счет фонда оплаты труда), отметили участники мероприятия. Даже если ситуация вокруг Украины скоро стабилизируется и с России снимут хотя бы часть санкций, такая концентрация на текущих задачах сохранится как минимум до конца года, сказала «Ридусу» директор по развитию новых форматов Ozon Fresh Марья Дей.

«Мы просто не успеем среагировать. Даже если к июлю — августу какое-то качественное улучшение произойдет, в любом случае только со следующего года начнем. Очень надеюсь на это», — уточнила она.

Продуктовая розница традиционно становится бенефициаром кризиса: люди ели и будут есть. Но доля затрат на питание в корзине потребителя растет, оставляя меньше места для других расходов. И закономерно станут еще активнее развиваться модели дискаунтеров.

На самом деле, даже март для розницы будет еще достаточно неплохими, проблемы впереди, считает председатель совета директоров сети «Леонардо» Борис Кац. Через несколько месяцев ритейл столкнется с падением спроса, поскольку кризисные явления в экономике постепенно нарастают и свободных денег у людей будет оставаться все меньше. В то же время сократится предложение, так как по разным причинам (из-за проблем с логистикой, приостановки деятельности ряда компаний и так далее) разные товары и бренды в торговлю поступать не будут.

На смену ушедшим брендам придут другие, но не скоро — не ранее чем через полгода, прогнозирует генеральный директор «ЦДМ на Лубянке» Александр Копанев. Потребуется время, чтобы наладить поставки, бизнес-процессы, выстроить партнерские отношения, пояснил он. И еще все будет сильно зависеть от покупательной способности населения и доступа компаний к финансированию.

Параллельный импорт не поможет. Скорее, сбой в цепочке поставок приведет к появлению огромного количества контрафакта, полагает эксперт. У людей возникнет необходимость иметь доступ к качественному товару, и кто-то сможет увидеть в этом возможность заработать, уточнил он. Глава «ЦДМ» также видит большой потенциал для развития вторичного потребления.

«Секонд-хенд вернется и будет преподноситься по-разному: одни игроки будут нести его под знаменем устойчивого развития и экологичного отношения к окружающей среде, другие — смотреть на него как на реальную экономическую модель», — предположил эксперт.

Всем выйти из офлайна

СкладСклад.© Pixabay.com

Тенденция к развитию онлайн-торговли сохранится и даже усилится, считают представители ритейла. На «Авито» заметили рост числа продавцов, сообщил заместитель генерального директора компании Иван Гуз. Это связано в том числе с ограничением доступа к западным площадкам типа eBay и Instagram*. Кроме того, шоковые события марта заставили людей выйти из офлайна и искать новые каналы продаж. Да и в целом у них стало больше мотиваций для повышения своей деловой активности, предположил эксперт.

Он также отметил равномерный рост спроса и предложения как на новые товары, так и на бывшие в употреблении. Заметного смещения в сторону потребления азиатских брендов на «Авито» пока не замечают. У компаний еще хватает запасов привычных товаров, пояснил Иван Гуз.

На «AliExpress Россия» существенную долю в продажах начинает занимать малый и средний бизнес. После 24 февраля она увеличилась до 60% в обороте, отметила директор по развитию компании Полина Денисова.

«При этом с точки зрения ассортимента мы не наблюдаем каких-то особенностей. И какого-то критического перераспределения в пользу той или иной категории конкретно на нашей площадке сейчас не происходит», — добавила она.

Марья Дей в разговоре с «Ридусом» сообщила, что тенденции спроса в онлайне примерно соответствуют тому, что происходит в рознице: все закупаются впрок. И никаких отличий от предыдущих кризисов в этом смысле нет.

«Паттерн поведения абсолютно идентичен. И это всегда одно и то же — гречка, сахар, все виды круп, макароны, туалетная бумага, масло, средства личной гигиены. Первые две недели был бум на бытовую технику. У нас почти стопроцентный рост произошел в этой категории с точки зрения продаж. Сейчас все откатилось обратно, видимо, будет какая-то стагнация, а дальше все вернется на круги своя», — прогнозирует она.

В ювелирных украшениях выросли продажи золотых обручальных колец и цепей, рассказал директор по маркетингу Sokolov Алексей Карев. Первое может быть связано с тем, что впереди высокий сезон для свадеб, а вот цепи люди рассматривают как вложение средств, поскольку там наиболее высок удельный вес золота, допускает он. В остальном структура спроса пока особо не изменилась, но производители ожидают его сокращения и смещения в более дешевый сегмент. Уже сейчас покупать стали меньше, хотя в денежном выражении объемы продаж выросли из-за повышения цен.

 ______________________________________________________________

* Соцсеть Instagram запрещена в Российской Федерации.