На фоне зафиксированных норвежскими и шведскими сейсмическими датчиками мощных подводных взрывов в южной части Балтийского моря, указывающих на искусственный характер повреждений трёх участков на нитках газопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2», предметом пристального внимания экспертных кругов стала повышенная активность универсального десантного корабля (УДК) CV-33 USS Kearsarge класса Wasp ВМС США и дислоцированного на его борту палубного противолодочного вертолётного авиакрыла.
Это диверсия?
Известно, что принадлежащая 6-му оперативному флоту ВМС США амфибийно-десантная группировка (АДГ) во главе с УДК CV-33 USS Kearsarge осуществила переход из Средиземноморья в акваторию Балтийского моря ещё в мае 2022 года в рамках масштабных военно-морских учений Объединённых ВМС НАТО Hedgehog-2022. В первых числах мая командование 6-го флота ВМС США анонсировало пролонгирование его развёртывания в Балтии до июня 2022 года в рамках подготовки к ещё более масштабным военно-морским манёврам BALTOPS-2022, после завершения которых американская АДГ продолжила пребывание в Балтийском море до настоящего времени. Очевидно, что именно с середины июля и началась филигранная подготовка к возможной диверсионной операции на ветках «Северных потоков».
Что же касается осуществляемого со 2 по 26 сентября 2022 года детального анализа маршрутов барражирования многоцелевых вертолётов MH-60R Strike Hawk, зафиксированных над южной частью акватории Балтийского моря, то он в очередной раз укрепляет во мнении о причастности к данной операции специалистов из командований ВМС США и Великобритании.
Со 2 по 15 сентября несколько развёрнутых на борту УДК USS Kearsarge противолодочных вертолётов MH-60R Strike Hawk c позывным FFAB123 эпизодически барражировали непосредственно над повреждёнными секторами веток газопроводов «Северный поток». На аналогичном маршруте был замечен и многоцелевой транспортно-десантный вертолёт NH 90 Королевских ВМС Нидерландов с позывным NEPTN11.
С небес под воду
Маршруты барражирования противолодочных вертолётов MH-60R ВМС США из состава палубного авиакрыла УДК CV-33 USS Kearsarge и NH90 Королевских ВМС Нидерландов в районе диверсий на нитках газопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2». ©360RadarВертолеты барражировали в высотном диапазоне от 400 до 800 метров, что на первый взгляд могло быть интерпретировано как рядовое поисково-спасательное учение c применением бортовых ИК/ТВ оптико-электронных комплексов AN/AAS-44 и LEOSS-T HD 15" Leonardo, а также радаров AN/APS-153.
В реальности же речь могла идти о следующих операциях.
Ловля «Палтуса»
Маршрут барражирования американского противолодочного вертолёта MH-90R, дислоцированного на польской авиабазе близ Гданьска и обеспечивающего прикрытие диверсии на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток — 2».© FlightRadarБуквально за несколько дней до происшествия и вплоть до 26 сентября 2022 года не менее известный портал мониторинга воздушного трафика 360Radar на протяжении нескольких вечеров фиксировал аналогичные действия поднявшегося с аэродрома под польским Гданьском противолодочного вертолёта MH-60R Strike Hawk. Он барражировал на удалении буквально 25–35 километров от Калининградской области. Наиболее вероятно, что он осуществлял мониторинг подводного пространства вдоль территориального моря России на предмет присутствия ДЭПЛ класса «Палтус» и наблюдение за вероятным выходом с военно-морской базы в Балтийске малых ракетных катеров или противолодочных кораблей проекта 1331 М, также способных зафиксировать диверсионную деятельность на ветках «Северных потоков».
На фоне прозвучавших в феврале 2022 года угроз со стороны главы Белого дома Джо Байдена о готовности США ликвидировать газопроводы, а также в свете недавних хвалебных од в адрес США со стороны экс-главы польского МИД Радослава Сикорского, подобная версия является наиболее объективной и приоритетной.