Политика

Тотальный контроль: сеть ячеек китайских спецслужб раскрыта по всему миру

2 7210

Министерство госбезопасности КНР много лет оперирует подпольными подразделениями в более чем двадцати странах, совершенно не смущаясь тем, что это нарушает суверенитет этих государств. Шокирующее открытие сделали спецслужбы США. В феврале сразу 44 агента китайского МГБ были арестованы в Нью-Йорке. Потянув за эту ниточку, ФБР и Минюст США выяснили, что их китайские коллеги ведут себя в США, Японии, Британии, Италии, Испании и других странах как у себя дома.

В гостях как дома

В марте этого года в Канаде разразился крупный скандал, когда выяснилось, что власти КНР напрямую участвовали в федеральных выборах в 2019 и 2021 годах, совершенно открыто оплачивая кампании нужных Пекину кандидатов.

Этот скандал даже породил в Канаде мемы — про китайских агентов сейчас там пишут даже в рекламе злачных заведений. У скандала есть и более серьезные последствия: правящая Либеральная партия намерена в мае внести в парламент законопроект об учреждении статуса иноагента (в том или ином виде).

Мужской клуб в Торонто. Надпись на вывеске: «Спроси у наших девушек, как не дать Китаю вмешиваться в твое голосование». Фото автора

Но то, что обнаружило ФБР США, реально заставляет задуматься. Оказалось, что китайское МГБ учредило свое полноценное подразделение со всеми атрибутами прямо на Манхэттене, однако не сообщило об этом властям страны-хозяйки. Китайские спецслужбы сочли, что их деятельность является внутренним делом КНР, поскольку объектами слежки они делали исключительно своих бывших соотечественников, даже если те успели обзавестись американскими паспортами.

Метастазы тоталитаризма

Китайская разведка. © chinastocks.net

Американские спецслужбы моментально поделились этой шокирующей информацией со своими союзниками. Те тоже пришли в ужас. В течение нескольких недель по наводке ФБР удалось раскрыть более сотни подпольных отделений МГБ — в Лондоне, Риме, Токио, Торонто, Амстердаме и еще более чем в двух десятках городов мира.

В крупнейшем канадском городе Торонто полиция раскрыла целых четыре гнезда китайских спецслужб. Еще три обнаружены в Ванкувере, где выходцы из Китая составляют значительную долю населения, и еще две — во франкоязычном Монреале.

Охота за диссидентами для китайских спецслужб — это своего рода побочный продукт; основной задачей является вербовка бывших соотечественников, «хорошо устроившихся» за границей, утверждает отставной полковник ФСБ Владимир Клюкин.

«Китайская диаспора на Западе — это самостоятельные и крупные сообщества, ведущие часто очень крупный же бизнес. Представители такого бизнеса представляют для Пекина интерес как в плане экономического шпионажа, так и в финансовом ключе. Агенты Пекина прямо предупреждают успешных бизнесменов: или делись с бывшей родиной технологиями и доходами, или будет плохо — тебе лично или твоим родственникам в Китае», — сказал «Ридусу» эксперт.

По его словам, китайские кадровые работники спецслужб редко ведут такие «переговоры» самостоятельно. Для этой цели они задействуют так называемые «триады» — квазимафиозные группировки, которыми пронизаны все «чайнатауны» в мире.

«Это открытие доказало полнейшее неуважение китайской компартии к законам США. Администрация Байдена обязана вырвать с корнем эти сорняки, паразитирующие на нашей демократии», — заявил глава Комитета Конгресса по иностранным делам республиканец Майкл Маккол.

Его коллега Майк Галлахер добавил, что Пекин использует территорию США как охотничий заказник, чтобы отлавливать несогласных с политикой КПК. По словам Галлахера, китайский пример может стать заразительным для других «диктаторских режимов».

Они уже здесь

Китайский спецназ. © flickr.com

Базирующаяся в Испании общественная организация «Защитники безопасности» сумела раскопать информацию из секретных файлов Министерства безопасности КНР, датированных декабрем 2022 года. В них ответственные за учреждение подпольных отделений МГБ рапортуют руководству, что на тот момент удалось создать более сотни «дежурных отделений» в 25 городах в 21 стране, в том числе в отдаленных, в частности в Нигерии и Аргентине.

Эти «дежурные отделения» работают в той области, где официальные китайские госорганы в данной стране не имеют права проводить такие операции. К таким операциям, считающимся прерогативой властей страны, относятся слежка, задержание, допросы и прочие силовые действия. Однако, поскольку власти многих стран не желают помогать официальному Пекину в преследовании его оппонентов, китайские спецслужбы решили справляться с этими задачами своими силами.

Агентам Пекина удавалось длительное время не привлекать внимания властей именно потому, что они маскировались под жителей местных китайских анклавов, куда полиция многих стран (в том числе канадская) предпочитает без особой нужды не наведываться. Работа у китайских спецслужбистов была разнообразной — от прямого давления на неугодных Пекину активистов до вкрадчивых уговоров вернуться на родину, где «исправившимся» согражданам будут гарантированы прощение грехов и хорошая работа.

Как установили расследователи, с такими предложениями агенты приближались к этническим китайцам, которые в стране пребывания угодили в долговую яму, совершили какие-то преступления либо просто разочаровались в жизни на чужбине.

Можно с почти полной уверенностью предполагать, что аналогичные ячейки китайских спецслужб имеются и в российских городах, сказал «Ридусу» замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

«Для Пекина совершенно нет никакой разницы, внедрять свои глаза и уши в странах — геополитических оппонентах или в странах — геополитических союзниках. Китай, как про это недавно проговорился посол КНР в Евросоюзе [Фу Цун], это союзничество воспринимает исключительно как „риторические приемы“. Поэтому я не вижу причин, по которым спецслужбы КНР могли бы воздерживаться от создания таких ячеек на территории России», — говорит он.

По мнению эксперта, ФСБ, скорее всего, осведомлена о таких операциях «стратегического партнера» и даже знает агентов МГБ «в лицо». Но по тем же самым политическим мотивам не получает команды сверху на их разоблачение.

Владимир Клюкин, однако, полагает, что для китайских спецслужб устраивать такие операции в России — это стрелять из пушки по воробьям.

«Во-первых, в России не так много китайцев, которые осели здесь на постоянно, даже на Дальнем Востоке. И они, в отличие от западных мегаполисов, не создают здесь компактные чайнатауны. Даже у МГБ не хватит агентов следить за всеми ними. Во-вторых, работающие в России китайцы держат здесь очень маленькие бизнесы, самое крупное — магазинчики по продаже ширпотреба. С них, в отличие от работающих на Западе китайских предпринимателей, просто нечего взять ни в политическом, ни в экономическом смысле», — считает экс-полковник ФСБ.

Своих не бросаем

© flickr.com

При этом западные спецслужбы признают, что почти уверены, что раскрытая ими сеть только верхушка айсберга, а сколько на самом деле у Пекина таких ячеек по всему миру, страшно даже подумать.

Также невозможно установить, вынудит ли одновременный провал сотни агентов МГБ на какое-то время залечь на дно всех прочих, или же китайские шпионы «не заметят потери бойца».

Пока выглядит так, что Пекину нечего опасаться и провал даже большого числа агентов — всего лишь случайность, поскольку у западных стран на сегодня просто отсутствует какая-либо программа борьбы с китайской инфильтрацией. Об этом прямо заявила депутат Европарламента от Италии Алессандра Бассо. В ответ на ее запрос глава европейской дипломатии Жозеп Боррель отделался туманными заявлениями о том, что Евросоюз «проводит свое собственное расследование» таких китайских операций. Негусто.

Тем более что до сих пор расследования, проводимые в разных европейских странах, ни к чему не привели. Когда власти Германии прямо потребовали от Китая «прикрыть лавочку», там сделали удивленные глаза и заявили, что понятия не имеют, в чем их подозревают.

«Это всё злопыхательские обвинения. Никаких заморских полицейских участков Китай не создает», — заявил на прошлой неделе представитель посольства КНР в Вашингтоне Лю Пенью.

Такие же заявления официальный Пекин сделал в ответ на аналогичные требования Греции, Нидерландов, Ирландии, даже когда полиция этих стран прямо указала адреса шпионских ячеек. И этим (пока) дело ограничилось. В организации «Защитники безопасности» считают, что власти европейских стран элементарно опасаются раздражать Китай, поскольку на него завязаны широкомасштабные торговые и финансовые потоки.

Так как отрицать факт наличия таких ячеек после их провала невозможно, власти КНР объясняют, что это были вовсе не шпионские конспиративные отделения, а что-то вроде «офисов госуслуг» для китайскоязычных граждан, где можно было продлить водительские права, заказать документы и так далее. Посетители, разумеется, знали истинное назначение таких офисов, но не сообщали властям из опасений возмездия со стороны китайских агентов.

Со стороны Пекина тем временем ведется работа по легализации ячеек МГБ за рубежом. Власти нескольких стран (Сербия, Хорватия, Италия) еще в 2016–2020 годах официально дали разрешение на работу отделений китайской госбезопасности. В рамках этих договоренностей власти стран-хозяек дали разрешение китайской полиции патрулировать улицы в местах компактного проживания этнических китайцев или в местах массового посещения туристами из КНР. Это декларировалось как налаживание работы по совместной борьбе с организованной трансграничной преступностью. Однако, как теперь выяснилось, китайские власти видели целью такого сотрудничества преимущественно свои внутриполитические дела. Это привело к тому, что ряд депутатов Европарламента призвали власти ЕС расторгнуть соглашение со страной, «где ни во что не ставят права человека и демократические ценности».

«Эти ячейки являются примером того, как авторитарный режим осуществляет репрессии за пределами своей территории. Правительства должны немедленно закрыть эти отделения», — заявила глава Международного комитета британского парламента Алисия Кёрнс.

Слежка за «своими» диссидентами и перебежчиками — это общепринятая практика всех без исключения спецслужб мира, включая службы тех стран, которые так испугались активности своих китайских коллег, говорит Александр Храмчихин.

«Все спецслужбы делают это. А как еще? Ведь слежку за своими гражданами за рубежом нельзя перепоручить Интерполу или коллегам из стран, в которых такие операции проводятся. Ведь такие операции, по сути, внутренние дела той страны, которая их проводит, и такие операции никак не регулируются международным правом. Они вообще к международному праву не имеют ни малейшего касательства», — резюмирует эксперт.