Военное дело Технологии

Трамп приказал строить линкоры имени себя: что это будут за корабли?

0 2998

Соединённые Штаты прилагают титанические усилия по ликвидации отставания от Китая в области военно-морского флота. Несколько дней назад «Ридус» писал о попытке создания американскими ВМС нового типа лёгких фрегатов FF (X) Legend, способных заменить неудачную и незавершённую серию фрегатов Constellation. Изменения происходят в рамках создания так называемого «Золотого флота» Дональда Трампа, потенциально заточенного на ведение войны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Очевидно, что планы по изменению структуры американских ВМС и созданию «Золотого флота» не ограничиваются только лёгкими фрегатами. На днях Трамп представил планы по созданию новых крупных надводных боевых кораблей имени себя (класса «Трамп»), отнесённых в соответствии с волей американского президента к классу линкоров.

Линкоры XXI века

По замыслу президента США, такие корабли должны вооружаться широким спектром современного вооружения — от ракет, включая ядерные и гиперзвуковые, до рельсотронов, боевых лазеров и другого оружия направленной энергии.

По словам Трампа, цель состоит в строительстве как минимум двух таких кораблей. Первый из них получит название USS Defiant. Впоследствии численность такого флота может вырасти до десяти и более судов.

В сопровождении министра обороны Питера Брайана Хегсета, государственного секретаря и исполняющего обязанности советника по национальной безопасности Марко Антонио Рубио, министра Военно-морских сил Джона Картрайта Фелана американский президент представил корабли класса Trump в своём поместье Мар-а-Лаго в городке Палм-Бич, штат Флорида. В настоящее время с подачи президента США они называются «линкорами», хотя данный термин исторически применялся к крупным кораблям с мощным артиллерийским вооружением и тяжелобронированными корпусами.

«Где авианосцы и где линкоры?»

Последние классические линкоры (корабли класса «Айова» времён Второй мировой войны) USS Missouri и USS Wisconsin ВМС США вывели из эксплуатации с 1990 по 1992 год. К тому времени они были значительно модернизированы.

«От Теодора Рузвельта и Великого белого флота… до легендарного линкора класса „Айова” USS Missouri, чьи мощные орудия помогли выиграть Вторую мировую войну, американские линкоры всегда были безошибочными символами национальной мощи. Линкоры класса „Трамп” станут флагманами американского военно-морского флота. Ничего подобного ещё не было построено», — сказал президент США.

Патетическое выступление Трампа поддержали Хегсет и Фелан.

«Американская мощь вернулась на мировую арену. Объявление о создании „Золотого флота”, в состав которого входят новые линкоры, самые большие и смертоносные за всю историю… знаменует собой приверженность американской морской мощи на протяжении поколений во всём министерстве. Новые и более совершенные корабли обеспечат сдерживание сегодня и для будущих поколений», — заявил министр обороны США.

Ещё дальше пошёл министр Военно-морских сил Фелан, пообещавший снова сделать боевые группы великими.

«Линкор USS Defiant будет внушать благоговение и почтение американскому флагу всякий раз, когда зайдёт в иностранный порт. Он станет источником гордости для каждого американца. Если всё пойдёт по плану, то при возникновении конфликта вы зададите не один, а два вопроса: „Где авианосцы и где линкоры?» — пояснил Фелан.

Класс «Трамп»

Вооружение линкора класса «Трамп». © Министерство обороны США

Линкоры класса «Трамп» представляют собой революционный скачок в американской военно-морской архитектуре и стратегии надводной войны. Новый класс призван обеспечить устойчивое морское превосходство США до 2050 года и далее. Трамп охарактеризовал новые линкоры имени себя как возвращение к «миру через подавляющую силу на море», подчеркнув решающую роль кораблей в сдерживании великих держав.

Разработанный как боевой корабль открытого моря с большим водоизмещением, класс «Трамп» заменяет собой уходящие в прошлое эсминцы класса «Арли Берк» и крейсеры класса «Тикондерога». В отличие от предшественников, он построен с нуля для функционирования в объединённых многодоменных средах. Класс «Трамп» полностью совместим с архитектурами Объединённого командования и управления во всех доменах (JADC2), обеспечивая бесперебойную связь со спутниками, БПЛА, подводными лодками и союзными силами на всех театрах военных действий.

В оперативном плане корабли класса «Трамп» предназначены для выполнения функций как командного центра флота, так и автономного стратегического средства. Их интеграция в доктрину распределённых морских операций (DMO) позволяет им функционировать независимо или в качестве центра управления и контроля в крупномасштабных военно-морских оперативных группах. Они спроектированы для обеспечения полного господства в надводном, подводном, воздушном и киберпространстве.

Данные корабли будут выполнять задачи по ведению огня на большие расстояния, противоракетной обороне на уровне театра военных действий и интегрированному ведению огня в поддержку экспедиционных и прибрежных операций. Ожидается, что корабль будет играть решающую роль в противодействии угрозам доступа или блокирования территории (A2/AD), особенно в западной части Тихого океана, Арктике и на Ближнем Востоке.

Благодаря модульной конструкции корабли такого класса смогут в течение всего срока службы оснащаться новыми технологиями, включая узлы управления беспилотными аппаратами, системы наведения с использованием искусственного интеллекта, комплексы кибервойны и электромагнитное оружие следующего поколения.

Они будут поддерживать операции союзников в многонациональных коалициях, выступая в качестве командного флагмана или высококлассного эскортного корабля в интегрированных военно-морских операциях.

Судя по всем описаниям, корабли класса «Трамп» — нечто большее, чем просто боевые корабли. Это стратегический актив, призванный доминировать в высокотехнологичных военно-морских сражениях и адаптироваться к быстро меняющимся вызовам конфликтов XXI века.

Предполагается, что линкоры класса «Трамп» будут построены в двух вариантах:

  • базовый серийный вариант: оснащён рельсовой пушкой, 128 ячейками вертикальной пусковой установки Mk 41, пусковыми установками CPS, лазерами и полноспектральными датчиками;
  • потенциальный будущий вариант: с интегрированной электрической силовой установкой, повышенной автономностью и высокотехнологичными боевыми системами с поддержкой ИИ.

Технические данные

«Трамп» — один из крупнейших надводных боевых кораблей, когда-либо построенных ВМС США. Его длина составит от 256 до 270 метров, ширина — от 32 до 35 метров, а осадка — от 7 до 10 метров. Полное водоизмещение превысит 35 тысяч тонн, что относит корабль к весовой категории крейсеров времён холодной войны или современных линейных кораблей.

Корпус корабля будет иметь стелс-форму для уменьшения радиолокационной заметности, бульбообразный нос для улучшения гидродинамики и элементы надстройки с покрытием RAM для снижения инфракрасной и электронной заметности.

Внутри корабль получит модульную конструкцию для упрощения технического обслуживания, более быстрой модернизации и интеграции будущих систем. Форма корпуса оптимизирована как для высокоскоростного перехода в открытом море, так и для живучести в условиях множественных угроз.

Силовая установка линкора класса «Трамп» представляет собой комбинированную газотурбинную и дизельную систему (CODAG), позволяющую развивать скорость более 30 узлов при сохранении эффективного расхода топлива на крейсерских скоростях. Система обеспечивает быстрое ускорение, манёвренность и достаточную выработку энергии на борту для одновременной работы энергоёмких систем, таких как лазеры, датчики и электромагнитное оружие. Инженерная установка спроектирована с учётом возможности масштабирования в будущем до интегрированной электрической силовой установки (ИЭУ), если она будет принята на вооружение в более поздних вариантах.

Оружие

Вооружение линкора класса «Трамп». © Министерство обороны США

Главная наступательная мощь класса «Трамп» заключается в ракетном вооружении. Корабль оснащён 12 пусковыми установками для обычных ракет быстрого действия (CPS), способными развёртывать гиперзвуковое оружие для быстрого нанесения глобального удара.

На борту находится огромная батарея вертикального пускового комплекса Mk 41 из 128 ячеек, которая может быть сконфигурирована с различными вариантами ракет, включая Tomahawk Land Attack Missiles (TLAM), Standard Missile (SM-2, SM-3, SM-6), Evolved Sea Sparrow Missiles (ESSM), и вертикально пусковыми установками ASROC для противолодочной борьбы.

Корабль оснащён крылатыми ракетами ядерного действия надводного базирования (SLCM-N), обеспечивающими стратегическое сдерживание на море.

Вспомогательная батарея включает в себя 32-мегаджоульную рельсовую пушку, установленную на носовой палубе, стреляющую гиперскоростными снарядами (ГСС), способными поражать высокоскоростные воздушные цели и наносить кинетические удары на расстоянии более 100 морских миль.

По бокам средней части располагаются две пятидюймовые (62-калиберные) пушки, совместимые с ГСС, предназначенные для огневой поддержки надводных кораблей и ведения боя на средних дистанциях. В зависимости от конфигурации корабль оснащён либо двумя лазерами направленной энергии мощностью 300 киловатт, либо двумя лазерами мощностью 600 киловатт — в основном для эффективной защиты от беспилотников, крылатых ракет и быстроходных прибрежных ударных катеров.

Имеется многоуровневое оборонительное вооружение. Корабли класса «Трамп» оснащены двумя пусковыми установками ракет Rolling Airframe Missile (RAM), оптимизированными для поражения воздушных целей на ближних дистанциях. Четыре 30-миллиметровых автоматических орудия Mk 38 расположены в носовой и кормовой частях для сдерживания массированных атак и вторжений малых судов.

Корабль несёт четыре лазерные системы ODIN (Optical Dazzling Interdictor, ВМС), обеспечивающие защиту от угроз с электрооптическим наведением.

Завершают многоуровневую оборону два специализированных комплекса противодействия беспилотным системам (Counter-UxS), объединяющие средства радиоэлектронной борьбы, акустические датчики и автономные протоколы нейтрализации БПЛА и подводных беспилотных аппаратов.

Электронные системы и радары

В основе системы ситуационной осведомлённости и управления огнём кораблей класса «Трамп» лежит радиолокационная станция ПВО и противоракетной обороны SPY-6 (AMDR). При этом 37 радиолокационных модулей (RMA) распределены по четырём стационарным антенным решёткам. Они обеспечивают одновременное отслеживание баллистических ракет, наблюдение на больших расстояниях и наведение на цель.

Корабль оснащён модулем улучшения радиоэлектронной борьбы надводных кораблей (SEWIP) Block III, обеспечивающим активное подавление помех, развёртывание ложных целей и радиоэлектронную разведку в условиях высокой напряжённости электромагнитного поля.

В состав корабля интегрирован полнофункциональный комплекс C4ISR, способный вместить командиров на борту и взаимодействовать с сетями ВМС, Объединённых сил и союзников. Корабль поддерживает возможности совместного взаимодействия (CEC), объединение данных с датчиков в реальном времени и оценку угроз с помощью искусственного интеллекта.

Его архитектура полностью совместима с JADC2, что обеспечивает бесперебойное наведение на цель и поражение целей в различных доменах через спутниковые, беспилотные и подводные сети.

Авиакрыло

Линкор класса «Трамп» оснащён полноразмерной полётной палубой и закрытым ангарным комплексом, предназначенным для размещения широкого спектра авиационной техники. Корабль полностью совместим с конвертопланом V-22 Osprey, обеспечивающим вертикальный взлёт с увеличенной дальностью действия для логистики, высадки десанта и специальных операций. Способен эксплуатировать будущие самолёты из программы Future Vertical Lift (FVL), такие как V-280 Valor или Defiant-X.

Ангар может вмещать беспилотные летательные аппараты, включая вертолёты для разведки, наблюдения, целеуказания и обеспечения связи на поле боя. Бортовое авиационное оборудование имеет модульную конструкцию и масштабируется для интеграции автономных систем в будущих развёртываниях.

Насколько всё это исполнимо в текущей ситуации, когда американское военное кораблестроение оказалось не в состоянии достроить серию успевших устареть фрегатов Constellation — вопрос, не имеющий ответа. Военно-морской флот настаивает, что предпринимает шаги для предотвращения прошлых ошибок в будущем и содействия возрождению американской кораблестроительной промышленности. Но на горизонте по-прежнему маячат всё новые и новые вызовы.