Пренебрежительное отношение Трампа к южноамериканским союзникам выгодно Китаю. В прошлом месяце, когда президент США Дональд Трамп и его колумбийский коллега Густаво Петро публично спорили из-за депортации мигрантов, посол Китая в Боготе с энтузиазмом писал в соцсетях, что дипломатические отношения между Китаем и Колумбией достигли своего «наилучшего момента».
После того, как Петро отказался принять самолет из США с депортированными колумбийцами в наручниках, Трамп удвоил тарифы и отменил визы для колумбийских правительственных чиновников. Петро пришлось быстро отступить.
На фоне этих событий посол Пекина Чжу Цзиньян опубликовал 38 твитов, посвященных связям между Китаем и Колумбией, включая фотографии и видеозаписи празднования лунного нового года в Боготе. А на вопрос о выборе времени публикации ответил, что это не имеет никакого отношения к спору США и Колумбии, и он «не обладает магией, чтобы предсказывать или предвосхищать».
«Посты посла в тот день являются примером того, насколько проворными, быстро реагирующими могут быть китайцы в эпоху стремительных изменений во внешней политике США», — сказал The Guardian директор американской программы Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Райан Си Берг.
Смена партнеров
Берг и другие аналитики утверждают, что протекционистские меры Трампа (и приостановка почти всех программ международной помощи) могут еще больше сблизить южноамериканские страны с Китаем, который уже обогнал США в качестве ведущего торгового партнера региона.
«США преследуют своих собственных союзников. А если вы преследуете своих друзей, ваши друзья объединятся с вашими так называемыми врагами, верно?» — рассуждает профессор международных отношений Университета Южной Калифорнии (USC) Кэрол Уайз, указывая на дополнительные тарифы, которыми Трамп пригрозил Мексике и Канаде.
На днях президент США объявил о новом раунде пошлин в 25% на всю иностранную сталь и алюминий. Бразилия является вторым по величине поставщиком стали в США, уступая только Канаде.
В 2023 году экспорт государств Южной Америки в США составил 91,2 миллиарда долларов, а в Китай — вдвое больше, 181 миллиард долларов. США по-прежнему являются крупнейшим торговым партнером для таких стран, как Колумбия и Эквадор, но 20 лет назад они были таковым для всего региона, за исключением Парагвая.
У США не было выраженной политики в отношении Южной Америки на протяжении нескольких администраций, с тех пор как Барак Обама вступил в должность в 2009 году, отметила старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона Моника де Болле.
«Это был очень долгий период, в течение которого США полностью ушли из региона, за исключением вопросов, связанных с миграцией, Венесуэлой и незаконным оборотом наркотиков. Образовался вакуум, который заполнил Китай», — сказала она.
Знаковый проект
Для многих аналитиков наиболее значимым символом текущей и будущей стратегии Китая в отношении Южной Америки является «мегапорт» Чанкай в Перу, проект стоимостью 3,5 миллиарда долларов, который был открыт самим председателем КНР Си Цзиньпином в ноябре прошлого года.
На прошлой неделе правительство Колумбии объявило о новом судоходном маршруте, который пройдет через Чанкай. Сообщается, что бразильское правительство также признало, что из-за протекционистских мер Трампа оно ускоряет запуск своих операций в порту, что сократит время доставки на 10 дней по сравнению с атлантическими маршрутами.
Наиболее значимым непосредственным потенциальным бенефициаром, конечно же, будет сама принимающая страна. «Это ставит Перу в положение, которое было немыслимо 10 лет назад», — сказал Уайз.
Но использование порта также может привлечь нежелательное внимание к странам, которым пока удалось избежать повышения американских пошлин. Специальный посланник президента США в Латинской Америке Маурисио Клавер-Кароне уже заявил, что любая южноамериканская страна, использующая Чанкай, должна столкнуться с дополнительными тарифами в размере 60%.
«США требуют такого уровня лояльности, преданности и уважения, которого они лишились десятилетия назад. Я надеюсь, что со временем эти латиноамериканские страны смогут просто сказать: „Извините, очень жаль, но знаете ли, тарифы — это нормально“, потому что они так много продают Китаю», — сказал Уайз.
Порт Чанкай также является примером того, как условия сделки с Китаем могут меняться с течением времени, отметил Берг. По его словам, Перу полагало, что получит порт, построенный китайцами. Теперь же порт находится в собственности Китая и управляется государственной компанией Cosco Shipping.
Между молотом и наковальней
Научный сотрудник Центра исследований Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона при Университете Пасифики в Лиме Антонио Хосе Паган считает, что растущее сближение между Китаем и регионом также повышает риск усиления зависимости от Пекина.
«Однако мы не должны забывать о роли этих стран. Поскольку они хотят улучшить свою экономику, для них важно иметь возможность сотрудничать с обеими сторонами и не быть вынужденными выбирать между одной и другой», — указал он.
Но это может оказаться невозможным, если соперничество между Соединенными Штатами и Китаем продолжит обостряться, заключил эксперт.