Главная интрига казахстанского кризиса — это, конечно, исчезновение Назарбаева из публичного пространства. Исчезновение полное и безоговорочное: «лидер нации» до сих пор никак не выразил отношения к вспыхнувшим общественным беспорядкам. Хотя, по идее, должен был, положение лидера обязывает.
Главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов со ссылкой на источник в МИДе сообщил у себя в Telegram-канале, что экс-президент и уже бывший глава совбеза «готов покинуть Казахстан для лечения», а общественность напряженно следит за перемещениями самолета зятя Назарбаева бизнесмена Тимура Кулибаева. Но что еще более странно, к авторитету елбасы никто, включая действующего президента, даже не пытается апеллировать.
Король умер?
На самом деле события в Казахстане, конечно же, оставляют и другие вопросы, очень много вопросов. Кто является лидером якобы спонтанного протеста? Почему никак не проявили себя и тихо слились силовые подразделения и полиция, ведь, по идее, они должны были хотя бы имитировать бурную деятельность по охране правопорядка? Почему покинули аэропорт Алматы охранявшие его военные? Против кого Россия (точнее, ОДКБ) поддержала в Казахстане Токаева?
Значительная часть этих вопросов была бы снята, если бы появилась ясность в вопросе о судьбе Назарбаева. Представим себе, что елбасы умер или оказался при смерти. Тогда все происходящее, в том числе и внезапные массовые протесты, легко объяснимо: началась борьба за наследство покойного.
Косвенно это подтверждает политолог Петр Милосердов, который два года отсидел в тюрьме по обвинению в подготовке государственного переворота в Казахстане и который при этом категорически отказывается верить в самоорганизацию там народных масс.
Нурсултан Назарбаев.© Пресс-служба президента России«У казахов просто нет подобного опыта, — пишет он. — Вообще никакого. Максимум, на что эти массы способны, — это на участие в организованном погроме… Думаю, что и у этих событий есть заказчики и организаторы (в том числе в среднем звене)».
Ну и действия президента Токаева эту версию не опровергают: первое, что он сделал на фоне разгорающихся беспорядков, — отправил в отставку правительство и провел перестановки в силовом блоке, уволив бывшего премьер-министра республики Карима Масимова с должности председателя Комитета национальной безопасности (КНБ). Вдобавок ко всему Токаев заявил, что возглавил Совет безопасности Казахстана, хотя этот пост пожизненно закреплен за Назарбаевым. И даже провел первое его заседание.
Что-то пошло не так
Пожизненное право Нурсултана Назарбаева возглавлять Совет безопасности Казахстана закреплено сразу в двух законах — о первом президенте страны и о Совбезе. До внесения этих поправок главой Совбеза по закону был президент республики. Российские СМИ сообщили, что Токаев сместил Назарбаева с поста, однако в реальности о судьбе елбасы президент Казахстана в своем заявлении не сказал ни слова. Это вполне объяснимо, если предположить, что место уже было вакантно или что Назарбаев уже недееспособен.
Само по себе отсутствие сообщений о внезапном ухудшении здоровья национального лидера никого не должно смущать: в конце концов, кончина президента соседнего Узбекистана растянулась на целую неделю, и он даже успел с того света поздравить свой народ с Днем независимости. Единственное, что вступает в явное противоречие с конспирологией, — это недавнее появление Назарбаева на саммите ОДКБ в Санкт-Петербурге. Однако, как говорил классик, проблема даже не в том, что человек смертен, а в том, что он внезапно смертен. Кроме того, после ухода с поста президента в 2019 году Назарбаев постоянно демонстрировал серьезность принятого решения, шаг за шагом передавая новому президенту официальные полномочия, сохранявшиеся у него после отставки. Так, в конце прошлого года Назарбаев объявил о передаче президенту должности главы доминантной партии «Нур Отан». До последнего времени назарбаевский сценарий выглядел образцом авторитарного транзита. Спрашивается, что могло пойти не так?
Да здравствует король?
Касым-Жомарт Токаев. © Пресс-служба МИД РФ / ТАССЧто бы ни стало триггером конфликта, линия противостояния вырисовывается достаточно четко: после начала беспорядков Токаев предпринял самые решительные шаги к тому, чтобы нейтрализовать влияние семьи Назарбаева. Виновными в скачке цен на сжиженный газ были названы квазигосударственные монополии «КазМунайГаз» и «КазахГаз», как считается, связанные с ближайшим окружением бывшего президента. Экс-премьер Масимов, считавшийся человеком № 2 в государственной иерархии при Назарбаеве, отправлен в отставку с поста председателя Комитета национальной безопасности республики, главным чекистом страны стал бывший глава службы охраны президента Ермек Сагинбаев. Не усидел в кресле и первый заместитель Масимова племянник Назарбаева Абиш Самат — его сменил на посту замруководителя Администрации Президента Мурат Нуртлеу.
Но, видимо, у Токаева нет полной уверенности в лояльности силовиков (что логично, с учетом разграбленных оружейных складов), отсюда его обращение в ОДКБ. России, которая заинтересована в сохранении стабильности в регионе, в любом случае пришлось бы в эту игру вступать. Вопрос в том, на каких условиях это было сделано, и ответ на него мы вряд ли получим в ближайшее время.