В начале 2023 года в России начитывалось 736 авиалайнеров, западного производства, но их число к 2026 г. сократится вдвое, следует из отчета консалтинговой компании Oliver Wyman, посвященного перспективам развития мировой авиаотрасли на ближайшие 10 лет.
При этом к 2033 году воздушный флот России будет состоять из 554 самолетов, что на 25% меньше, чем сейчас. Сокращению авиапарка не помешает замещение западных воздушных судов отечественными региональными узкофюзеляжными самолетами.
Так же по оценке Oliver Wyman, 76% иностранных самолетов, эксплуатируемых российскими перевозчиками, к 2033 году, будут разобраны на запчасти.
Печальный прогноз
Однако активная замена бортов начнется не раньше второй половине 2020-х, отмечают аналитики.
— Западные санкции могут привести к задержке в реализации объявленных ранее планов по производству собственного узкофюзеляжного самолета МС-21. До февраля 2022 г. он сильно зависел от западных компонентов, включая выпускаемые в США двигатели. Для его производства России придется разработать и наладить производство собственных компонентов и двигателей, отмечают западные эксперты.
Серийный выпуск МС-21 планировалось начать в 2022 году, но глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что сроки смещаются на 2024 год.
Сокращение числа бортов идет пока незаметно, так как западные самолеты летают меньше и экономят этим свой ресурс. После начала СВО количество летных часов и рейсов в России сократилось почти на 28% по сравнению с 2019 годом, отмечает Oliver Wyman.
К 2033 году спад в количестве самолетов будет немного скомпенсирован и составит 554 единицы, потому что Россия начнет замещать западные воздушные суда самолетами собственного производства, хотя это станет возможно только во второй половине десятилетия.
Этот прогноз в какой-то мере подтвердил глава «Ростеха» Сергей Чемезов, который, как ранее писал «Ридус», на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным рассказал, что оставшегося у российских авиакомпаний парка иностранных самолетов хватит чуть больше чем на год, а потом он начнет сокращаться.
Страсти по запасным частям
По словам Чемезова, «выбытие» лайнеров «иностранных компаний» начнется с 2025 года, поскольку им будут необходимы «капитальные ремонты и так далее». Из-за санкций детали для ремонта иностранных лайнеров российским перевозчикам недоступны, поэтому они вынуждены разбирать на запчасти одни борты, чтобы ввести в эксплуатацию другие.
По оценке Ространснадзора, из-за санкций 2 тыс. авиарейсов в 2022 году в России были совершены на западных самолетах, укомплектованных деталями с истекшим сроком эксплуатации. Об этом глава службы Виктор Басаргин заявил на комитете Госдумы по транспорту.
К тому же внеплановые проверки нескольких сотен авиапредприятий, в том числе «крупнейших предприятий повышенного риска», показали, что в компаниях, эксплуатирующих западную технику, «отмечаются дефицит комплектующих изделий, проблемы с поставками расходных материалов».
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Отсутствие доступа к техническому обслуживанию отчасти привело к тому, что ИКАО понизила оценку безопасности России. Она классифицировала авиационный сектор страны как представляющий «серьезную проблему безопасности» из-за несоблюдения международных стандартов безопасности и надзора.
Российские перевозчики активно ищут другие варианты для технического обслуживания по крайней мере некоторых из своих самолетов, в том числе обращаясь к сторонним поставщикам в таких странах, как Иран и Турция.
В январе Белый дом предупредил официальных лиц Турции о наказании и штрафах, а также о потере экспортных привилегий и других мерах, если они будут производить дозаправку и предоставлять запасные части для самолетов американского производства, летающих в/из России и в/из Беларуси.
Есть ли выход из этого тупикого положения?
Как ранее писал «Ридус», в России пошли на все, чтобы обеспечить западные самолеты, эксплуатируемые в стране, запасными частями и агрегатами. Это и «каннибализм» — снятие агрегатов с одних самолетов и установка на другие, и серый импорт — поставка запчастей в РФ через третьи страны, а также их покупка у других эксплуатантов.
Также возрожден и так называемый реверс-инжиниринг, что дословно переводится на русский язык как «обратная инженерия», или обратное проектирование. Это способ исследовать некоторое готовое устройство, деталь или программу и документацию на них с целью понять принцип работы. А поняв, сделать. Так, например, поступили советские инженеры при проектировании летающей крепости Ту-4. Они разобрали американскую суперкрепость по винтикам, обмерили все и построили свою суперкрепость.
Так поступали и поступают китайцы, копируя и при этом улучшая советские истребители и многие виды вооружения.
Российские инженеры также начали копировать западные агрегаты и детали самолетов, учитывая ряд соответствующих лазеек в американском законодательстве.
Согласно открытым источникам, непосредственное разрешение на производство запчастей для перешедших в пользование РФ иностранных самолётов Boeing и Airbus получили 5 российских предприятий: ГосНИИ гражданской авиации, S7 Technics, Уральский завод гражданской авиации, «Авиационные инженерные решения», Институт авиационного приборостроения «Навигатор».
Эти компании займутся импортозамещением деталей интерьера салонов, пассажирских кресел или кухонного оборудования. Кроме того, S7 Technics также получило право разрабатывать модификации компонентов и схемы ремонтов. Правда, как эти детали будут работать на иностранных лайнерах, пока никто не знает и вряд ли эти самолеты будут допущены к полетам в Европу и США, что впрочем, на данный момент не особенно актуально.