Общество

Три двери для адаптации мигрантов в России: ищем и находим

0 2010

Множество раз подчеркивал, что не так важно — знает мигрант русский язык, или нет. Важнее то, что он на нашем, или любом другом языке думает о России и русских.

Русский язык — не панацея

Вчера Госдумой был принят закон, который запрещает детям мигрантов поступать в русские школы без знания нашего языка. Это хорошо, но очень мало, потому что большинство выходцев из стран Средней Азии, Закавказья, и даже с Украины русский язык знают, и это не мешает им быть системными русофобами.

Они являются носителями враждебной идентичности

Политическая идентичность человека — это сейчас ключевой фактор определяющий поведение и убеждение личности. Идентичность шире этнических и религиозных предпочтений, которые давно не отражают все полноту самовосприятия человека.

Своя идентичность ближе к телу

Мигранты, которые едут в Россию являются носителями своих общественных, семейных, нравственно-религиозных ценностей. Здесь многие из них вступают в противоречие с ценностями принимающего общества.

Перед семьей мигрантов (включая детей) встает вопрос: какую идентичность выбрать, чтобы преуспеть на новом месте с наименьшими для себя рисками. Скажем, пострусские в США за одно поколение приобретают общеамериканскую идентичность, мгновенно отказываясь от своего русского происхождения. Так легче адаптироваться, если вы конечно не из «русской мафии».

Ошибки в национально-культурной политике России

Итак. Мигрант приехал. Его здесь априори не очень рады видеть. Какую идентичность для себя выберет мигрант: размытую и полузапрещенную русскую идентичность (которая равна общегражданской российской), или идентичность своего народа и культурно-религиозной группы? Вопрос риторический. Ответ не него очевиден.

Чтобы преуспеть и не стоять «в общей очереди» мигрант выбирает идентичность своей этнической группы. Выбирает религиозную идентичность, которая дает ему преимущества в России (и это не Православие), а еще все чаще выбирает глобальную ваххабитскую идентичность, которая делает его «сильным».

Для любого мигранта в России есть три двери «адаптации»:

▪️принять аморфную общегражданскую идентичность России;
▪️принять свою «домашнюю идентичность» и присоединиться к диаспоре/национальной автономии;
▪️уйти в криминал/серую зону/ваххабизм.

Солидарность с русскими дает мигранту лишь дополнительную финансовую и социальную нагрузку. Никаких плюсов, только минусы. Россия оставляет мигранту еще две двери, в которые он может с легкостью зайти и получить там все бонусы, а также сплочение на принципах «все против русских».

Подростковые абу-банды

Этнические банды мигрантов-подростков — это набат, который сообщает, что принцип силового самоутверждения детей приезжих за счет местных подростками воспринимается как наиболее простой и успешный путь к адаптации в России.

Рыхлая русская идентичность, которая находится в полумаргинальном состоянии и дополняется коммерческим рынком покупки любых благ и преференций просто не оставляет мигранту шансов на адаптацию в общегражданском смысле. Хочешь выжить в России — иди к своим. Так сейчас устроена наша реальность.

Можно сколько угодно обучать мигрантов русскому языку, но это никак не изменит их системной русофобии, которая единственная гарантирует им выживание и процветание в России.

Постскриптум

Если обратили внимание, в молодежных Абу-бандах все чаще появляются юноши и девушки славянского происхождения. Это уже терминальная стадия разложения русской идентичности, когда наши собственные подростки прибиваются к «сильным».