Политика

Три версии одной диверсии: как могли быть взорваны «Северные потоки»?

1 23825

Диверсии под водой — вещь эксклюзивная, как картина знаменитого художника. Вот только подписи «на холсте» нет и найти автора весьма сложно. До сих пор, например, мы только догадываемся о том, как в бухте Севастополя в 1955 году погиб линкор «Новороссийск» и 617 советских моряков вместе с ним. Прямых улик нет, но есть версии.

По одной из них — в результате взрыва немецкой донной мины на якорной стоянке линкора. Во время войны самолётами Германии их было установлено много. По другой — итальянскими диверсантами. Эта версия наиболее раскручена, так как «Новороссийск» — это бывший «Джулио Чезаре», доставшийся СССР по репарациям.

Есть мнение, что итальянцы в лице бывшего командира 10-й флотилии штурмовых средств (Xª MAS) князя Валерио Боргезе поклялись его взорвать, то есть был мотив…

Так и сейчас с «Северным потоком» в Балтийском море. Прямых улик нет, во всяком случае пока. Зато есть выгодоприобретатели с мотивом и версии. С первыми просто, как говорится, «на воре и шапка горит»: США, Польша и Украина. Но могут быть и «добровольные помощники».

Техногенная версия вполне обоснованно отвергается всеми экспертами: не могут в один день по технической причине взорваться сразу три трубы. Версия с подводными лодками — первое, что пришло в массовое сознание, но она весьма условна.

Во-первых, из неё сразу исключаются все три мотивированные стороны. В ВМС Украины подводных лодок нет, а единственная польская Orzeł проекта 877Э советской постройки 1986 года стоит на приколе по техническим причинам.

Подводным лодкам США, как, впрочем, и другим, скрытно в Балтийское море не пройти. Проливы Каттегат, Бельты (Большой и Малый) и Эресунн из-за малых глубин можно форсировать только в надводном положении. Тогда получается, что единственным «подводным игроком» на Балтике, способным провести такую операцию, остаётся Швеция. Её новый статус в НАТО в совокупности с вековой памятью поражений от России — тоже мотив. Но даже при наличии высоких технологий подводная лодка — это такой же носитель оружия, боевых пловцов и оборудования различного назначения, как надводный корабль, вспомогательное судно или летательный аппарат. Тогда концентрация версий сводится к трём направлениям: морское подводное оружие, морские подводные технологии и подводные диверсионные силы и средства (ПДСС).

Версия № 1: морское подводное оружие

В нашем случае речь может идти о морских минах, оснащённых приборами кратности, срочности и ликвидации. Указанные приборы позволяют ввести в систему управления время приведения мины в боевое состояние после её установки на морском дне и самоликвидации методом самоподрыва. Морские мины могли быть применены против «Северных потоков» с носителя любой государственной принадлежности, кроме Украины.

Безусловное лидерство по разработке и их применению в послевоенный период принадлежит США, чему способствовала война во Вьетнаме. В 1972 году американцы провели морскую минно-заградительную операцию Pocket money с целью блокады портов Северного Вьетнама. Благодаря разработке миниатюрного взрывателя удалось превратить стандартные авиационные фугасные бомбы замедленного падения в морские донные мины серии Destructor, применявшиеся палубной авиацией, и обеспечить массированное минирование портов за счёт штатного боекомплекта авиационных средств поражения, размещаемых на авианосцах.

Полученный опыт был использован и при создании современных мин серии Quickstrike-ER с блоком управления JDAM-ER, которые благодаря средствам позиционирования могут применяться с дальности до 75 километров от места установки и быть «положены на трубу» с высокой точностью. При весе взрывчатого вещества (ВВ) около 500 килограмм и радиусе опасной зоны до 45 метров разрыв трубопровода от гидродинамического удара более чем вероятен. Носителями мин Quickstrike-ER могут быть не только B-52H, но и самолёты базовой патрульной и палубной авиации.

navyrecognition.com/index.php/news/defence-newsB-52H с минами Quickstrike-ER во время учений Valiant Shield — 18, сентябрь 2018 года. © navyrecognition.com/index.php/news / defence-news

Но ещё точнее морские мины могли быть применены с надводных кораблей и подводных лодок. Концептуально этот вариант не относится к США и маловероятен для Польши, но вполне реализуем ВМС Швеции и Финляндии. В декабре 2021 года стало известно, что Эстония закупила у финнов партию морских мин Blocker (вес ВВ — 560 килограмм), конструктивно предназначенных к постановке с надводных кораблей. А в августе 2022 года, по информации канала Defence24, Финляндия (в составе её ВМС подводных лодок нет) провела учение по постановке морских мин в Балтийском море с вертолётов NH90. Так что на горизонте появилась ещё парочка мотивированных бойцов НАТО.

Версия № 2: морские подводные технологии

Исследование вопросов, связанных с применением морских подводных технологий в интересах ВМС, проводились в США и других странах с 60-х годов прошлого века. Но если тогда это было «штучным товаром», то в настоящее время стало открытой реальностью. Только в этом году проводились как минимум два крупных учения с отработкой применения беспилотных систем в морской среде: Baltops-22 в июне на Балтике и Dynamic Messenger — 22 в сентябре у берегов Португалии. При проектировании этих систем для военных миссий делается ставка на необитаемые подводные аппараты (НПА), которые используются газо- и нефтедобывающими компаниями на морском шельфе.

По информации портала livejournal.com, в декабре 2019 года Министерство обороны Швеции подписало контракт с компанией Saab Dynamics AB на разработку самотранспортирующейся морской мины на основе имеющейся технологии в области автономных подводных аппаратов AUV (Autonomous Underwater Vehicle). Судя по данным из открытых источников, это не первый контракт подобного рода, ВМС Швеции уже эксплуатирует аппараты семейства AUV62 с разными видами полезной нагрузки.

 navaldrones.com/AUV62AUV62-MR работает в паре со шведским противоминным кораблём типа Landsort. © navaldrones.com/AUV62

Автономные НПА AUV62 разрабатываются этой компанией с 2000-х годов и вышли на уровень серийных образцов. Изготавливаются в корпусе торпеды калибра 533 миллиметра (сайт производителя Saab Seaeye auvac.org) и могут применяться как с подводных, так и с надводных носителей. Имея в качестве полезной нагрузки донную мину, АНПА обеспечивает её точную доставку по назначению. Учитывая, что данная система закупается не только ВМС Швеции, но и иностранными заказчиками, исполнителей диверсии на «Северных потоках» можно поискать и среди них. Естественно, что Швеция — не единственная страна, работающая в этом направлении, но зато самая адаптированная к условиям Балтики.

Версия № 3: подводные диверсионные силы и средства (ПДСС)

Идея проведения подводных диверсий боевыми пловцами не отличается новизной, но тесно связана с морскими подводными технологиями. Существенная роль в этом технологическом сегменте принадлежит компаниям, осуществляющим разработку ребризеров — аппаратов замкнутого цикла с электронной регулировкой состава дыхательной смеси. К ним относятся британская Ambient Pressure Diving Ltd, итальянский производитель Сaimano и другие. Как отмечают авторы книги «Подводные технологии и средства освоения мирового океана» (Издательский дом «Оружие и технологии», Москва, 2011), британские аппараты Inspiration и Evolution позволяют выполнять широкий спектр подводных работ на глубинах до 120 метров с необорудованных плавсредств, что вполне совместимо с местами прокладки «Северных потоков» в районе острова Борнхольм. Время работы на одной заправке — более трёх часов независимо от глубины погружения. Вероятно, что итальянские и другие современные аппараты имеют аналогичные характеристики.

Но есть тут одна «изюминка»: это, на мой взгляд, единственная версия для непосредственного участия Украины силами 73-го морского центра специальных операций (пункт дислокации — Очаков). Центр принимал участие в операциях против Луганской и Донецкой народных республик и противостоял нашим войскам в Мариуполе, выполняя несвойственные задачи в боевых порядках сухопутных войск, но в его составе имеется отряд подводного минирования. Более мотивированных бойцов и искать не надо.

К тому же в сентябре 2018 года на портале ukraina.ru появилась информация о встрече представителей ВМС Украины и Италии в итальянском городе Бриндизи, в ходе которой обсуждались вопросы амфибийных операций. Но это, скорее всего, легенда, под прикрытием которой шла речь о подготовке боевых пловцов 73-го МЦСпО под руководством наследников убеждённого фашиста Боргезе. В пользу этой версии говорит информация портала odnews.info о том, что в июне 2022 года в Одессе на военном полигоне водолазной подготовки проходила апробация ребризеров итальянского производства Сaimano, которые вскоре поступят на вооружение ВМСУ. Цепочка замкнулась, не так ли? Как известно, подготовка специалистов для ВСУ осуществляется и в Великобритании, но итальянский след кажется более предпочтительным для украинских нацистов. Главное в этой цепочке — подготовленный диверсант, всё остальное — дело техники.

 odnews.infoАпробация ребризеров Сaimano на военном полигоне в Одессе. Июнь 2022 года. © odnews.info

Средства доставки боевых пловцов и диверсионные морские мины разрабатываются во многих странах, включая США, Великобританию, Швецию, Данию и другие. А доставить украинских диверсантов, например, в польский порт Гдыня и дальше на любом корабле к месту проведения операции не составляет особого труда. Вот и сложился «тройственный союз» мотивированных выгодоприобретателей: доллар США, логистика Польши и диверсанты Украины.

Размышления по теме

Устанавливая средства минирования, организаторы не могли не предусмотреть мер безопасности, так как мимо острова Борнхольм проходят международные судоходные пути, да и в исключительных экономических зонах Дании и Швеции свобода мореплавания не ограничена международным правом.

 map.openseamap.orgСудоходная обстановка в районе острова Борнхольм 2 октября 2022 года. © map.openseamap.org

Однако опасные для плавания районы во Всемирной системе навигационных предупреждений не объявлялись, о чём свидетельствуют официально опубликованные на сайте Минобороны России «Извещения мореплавателям». Данный факт наталкивает на мысль о том, что планом проведения диверсии предусматривалась скрытная установка средств минирования в безопасном состоянии с последующей их активацией по акустическим каналам управления в то время, когда по данным мониторинга морской обстановки в этих районах не будет никаких судов. Мониторинг и акустическую активацию в этой ситуации наиболее удобно и безопасно выполнять самолётами и вертолётами, так как исключается их поражение от взрывов и восходящего газового потока. Установка средств минирования и их подрыв осуществлялись в исключительных экономических зонах и на континентальном шельфе, находящихся под юрисдикцией Дании и Швеции, а значит, официальные лица этих государств были в курсе событий и занимать независимую позицию в ходе расследования не могут.