«Дракула» (Dracula Untold)
США, реж. Гари Шор, в ролях: Люк Эванс, Доминик Купер, Сара Гадон, Арт Паркинсон, Чарльз Дэнс.
В середине 12-го века бесчинствующие турки забирают из Трансильвании тысячу мальчиков — дабы перековать юных рабов в великих воинов. Один из несчастных — княжеский сын, отданный султану отцом в знак вечной покорности — с годами покрывает себя боевой славой, удостаивается от угнетателей славного прозвища «Колосажатель» (за особо любимый им вид расправы) и возвращается домой, где десять лет правит в мире и процветании. Это пока только минутный пролог.
Сам сюжет начинается аккурат на Пасху, когда турки осмеливаются требовать для службы янычарами ещё одну тысячу чужих сыновей — солдаты им требуются для сражения в Венгрии и взятия Вены. Князь сперва рассчитывает договориться, но султан неумолим и грозит в случае ослушания убить сотню за одного спасённого. Влад Дракула разрывается: поступить, как отец, страшной ценой добившись хрупкого мира — или пойти наперекор врагу, пусть и продав для этого собственную душу?..
Фамилия трансильванца подскажет вам вариант, без лишних сомнений им выбранный. Благо как раз накануне очередной неприятности поблизости в горах обнаружился лютый вампир, родоначальник зла, не знающий пощады, терзаемый светом. «Что за человек ищет надежду в объятьях смерти?» - спросит он обратившегося за помощью князя, но в услуге не откажет, ибо ведь и правда: «Иногда миру не нужен герой, ему нужен монстр».
Теперь Владу всего-то и надо, что три дня продержаться, не пить людской кровушки. Сумеет совладать с собой – останется выдающимся из смертных, даст слабинку – навеки застрянет во власти Тёмной стороны. Задача фильма, финал которого любому известен заранее, - убедить зрителя не столько в том, что так всё и было, сколько в том, что иначе и быть не могло. Новый «Дракула» с этим успешно справляется.
Когда любимые истории кончаются, а пересказывать их в энный раз надоедает, в ход идут надуманные продолжения, суть апокрифы («Я, Франкенштейн», «Алиса в Стране чудес»), альтернативные версии («Белоснежка и охотник», «Малефисента») или приквелы, сообщающие нам о том, что было до того, как («Робин Гуд», «Геракл: Начало Легенды»). Последние, быть может, создавать сложнее всего, потому что тут следует максимально близко подвести персонажа к черте, за которой он станет тем самым Героем, — но не пересекать её ни в коем случае. Самый смак — сохранить логику легенды, повествуя о временах, самой легенде предшествующих — то есть, ещё совсем не легендарных. Один из ярчайших примеров этого отнюдь не благодарного жанра — рассказы о маленьком Ленине, призванные доказать октябрятам, что характер Вождя ковался даже в его шалостях или невольных проступках. Разбитый графин никак не предвещал 17-го года, но и 17-го года не было бы без разбитого графина — вот ведь что важно.
С точки зрения и причин, и следствия к картине Гари Шора практически не придраться. Не желая тягаться с великим Копполой, заново экранизируя роман Брэма Стокера, но и не прельщаясь ваянием очередного трэшевого ужастика уровня «Дракулы 2000», создатели нового фильма благоразумно не стали полагаться на одни спецэффекты, а сделали особый упор на сценарии, в котором каждый поворот довольно тщательно продуман. Не идеально, конечно, вопросы всё же остаются (почему, например, князь не обиделся на тех, кто спалил его, не выслушав слов оправдания?) – но получилось куда лучше, чем можно было бы предполагать заранее. Пригодилась даже эта забава с посаженными на кол врагами – заложившая основы самого верного способа против вампиров.
Спецэффекты, впрочем, тоже не подкачали – чего стоит бой турков с управляемыми Дракулой летучими мышами. Однако сцена, в которой герой выходит один против турецкой армии, несравнима, к сожалению, с аналогичными боями в «Убить Билла» или второй «Матрице». Вообще, как боевик лента проигрывает очень многим: здесь даже на исход финального боя влияют не личные навыки соперников, а разбросанные по полу серебряные монеты. Зато смотрится красиво; к картинке авторы тоже подошли весьма тщательно.
В целом ещё один «Дракула» - явно не хуже своих старших собратьев. Разумеется, он другой – но это и отличает его в лучшую сторону среди прочих «однофамильцев». Во времена, когда блеску и гламуру зачастую отдаётся больше предпочтения, чем сюжету и характерам, это определённо не худший вариант развития всем известной истории. Хотя намёк на сиквел в современных декорациях и внушает определённые опасения – если только это не было милой шуткой киношников, осознающих свой успех, но всё же не намеренных на нём паразитировать.