Открывающийся в Гамбурге саммит G20 обещает стать самым сложным и важным за всю историю существования площадки.
До недавних пор это было чисто формальное объединение, где не решались большие серьезные дела. Но сегодня накопилось изрядное количество вопросов о том, куда наиболее развитым странам мира двигаться дальше и как строить отношения друг с другом. При этом противоречия между участниками «Большой двадцатки» сильны как никогда, отмечают международные наблюдатели.
Больше политики, меньше экономики
Относительно глобальной экономики никаких прорывных экстраординарных решений по-прежнему ждать не стоит. Особенно памятуя о том, что такие решения на G20 хоть и принимаются консенсусом, не обязательны для исполнения, и каждая страна все равно преследует в первую очередь свои собственные экономические интересы.
Главная интрига сосредоточена в политической плоскости. А основным ее источником выступает президент США Дональд Трамп с его непредсказуемым поведением. В период предвыборной борьбы новый хозяин Белого дома позволял себе достаточно жесткую риторику, в том числе по поводу союзников Соединенных Штатов.
Став президентом, одиозный политик несколько снизил накал страстей, но от него по-прежнему можно ожидать каких-то резких заявлений. «Точнее, не настолько дружеских, как хотелось бы многим другим членам „двадцатки“», — пояснил «Ридусу» аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
Долгожданная встреча
Основное внимание мировой общественности сосредоточено на предстоящей встрече Трампа с российским президентом Владимиром Путиным. Она запланирована на вторую половину первого дня саммита и должна продлиться около часа. И здесь тучи сгущаются достаточно серьезно, считает политолог Леонид Поляков.
Эксперт напоминает, что поездку в Европу Трамп начал с Польши, где в ходе своего выступления в Варшаве высказал несколько крайне неприятных вещей. В частности, обвинил Советский Союз в том, что он наравне с Гитлером расчленял Польшу, а также заявил, что поляки в равной степени должны бояться и нацистов, и русских.
В целом президент США сформулировал большую программу передела мира и набросал картину, в которой России в качестве почти безальтернативного выбора предлагается либо присоединяться к цивилизованному человечеству, либо остаться на некой оси зла вместе с Сирией и Ираном.
«Я думаю, что такие замечания накануне встречи с президентом России довольно основательно подпортили фон. И в принципе, мне кажется, в каком-то крайнем варианте даже сама встреча после этого оказывается под вопросом», — отмечает эксперт.
Скорее всего, она, конечно, состоится, добавляет он. Но после свежих выпадов Трампа все может пройти в очень холодной атмосфере вежливых рукопожатий и обмена дежурными фразами, не более того. И на данный момент такой вариант наиболее вероятен, полагает Поляков. Особенно если учесть, что эта встреча на полях саммита как бы между делом, а повестка у обоих президентов весьма плотная.
От идеологии к прагматике
Не добавляют оптимизма и настроения внутри США, где Россия воспринимается как одна из ключевых угроз, и это оказывает влияние на позиции американского президента. В таких условиях переход двух лидеров на деловой язык — это уже очень серьезная задача, которую предстоит решить.
«Было бы уже большим достижением, если бы президенты России и США могли перевести разговор из плоскости историко-идеологических обвинений и глобальных концепций, в которой каждый будет искать место для себя в качестве лидера, на язык прагматики сегодняшних отношений в сфере международной политики, прежде всего в сфере решения конкретных проблем», — говорит политолог.
В первую очередь это проблемы, связанные с Сирией, Украиной, КНДР, плюс назревающий серьезный ближневосточный кризис, где несколько стран Персидского залива собираются блокировать маленькое государство Катар.
По словам эксперта, если удастся решить эту задачу и наметить какую-то программу дальнейших встреч для обсуждения конкретных сюжетов, это уже будет большим прорывом. Однако эти встречи, скорее всего, тоже будут проходить на нейтральных площадках. Представить себе визит Путина в США или Трампа в Россию в текущих условиях крайне затруднительно.
Трампа обложили
Возможность в обозримом будущем других встреч двух президентов, где будут подняты серьезные вопросы двусторонних отношений, допускает и Бышок. Он согласен с тем, что от первого «свидания» особых прорывов ждать не стоит.
Это будет, скорее, формальный обмен любезностями с обсуждением какие-то общих вещей и заявлениями о том, что, несмотря на сложности, мы сообща выступаем против распространения ядерного оружия, в том числе в Северной Корее, против исламского терроризма и т. д.
По мнению политолога, к серьезным прорывам готова Россия, но не готов Трамп, потому что он сам находится в очень специфическом положении и у него руки не совсем свободны, чтобы вести какую-то свою собственную внешнюю политику, независимую от американских элит.
Проблема в том, что президенту США практически нечего предложить Путину. И не потому, что он не хочет. Просто Трамп обложен со всех сторон из-за скандала, связанного с инкриминированным России влиянием на американские выборы, в ходе которых Кремль якобы поддерживал Трампа. И в этой связи его дружественная позиция по отношению к России во время предвыборной кампании сейчас ему сильно аукается. Независимо от того, что Трамп может сделать, предложить или сказать в отношении России, все это интерпретируется как выполнение каких-то предыдущих договоренностей.
Бышок уверен, что вопрос санкций на встрече затрагиваться не будет. Основными темами для разговора станут борьба с исламским терроризмом (прежде всего с запрещенным в России ИГ, но не только) и Северная Корея, которая раздражает многих мировых игроков.