Военные действия на Украине подтвердили невероятную эффективность не только всевозможных беспилотников, но и более классических видов оружия вроде управляемых реактивных снарядов и крылатых ракет.
Глядя на это, армии многих стран мира выстроились в очередь к немногим странам и компаниям, способным самостоятельно разрабатывать и производить такие виды оружия. Очевидно, что заполучить желаемое удастся далеко не всем страждущим, поскольку объёмы производства подобных ракет в мире весьма ограничены, не говоря уже о массе ограничений, накладываемых на их передачу тем или иным странам.
На этом фоне лишь немногие государства делают ставку на собственные разработки, создавая отечественные образцы современных боевых ракет. Одной из таких стран является Турция, быстрее других развивающая современные военные технологии, позволяющие создавать образцы вооружений, не уступающие, а в некоторых случаях и превосходящие западные. Для имеющей обширные имперские планы страны ставка на создание технологического задела, обеспечивающего полную независимость собственному ВПК, является единственным способом реализовать геостратегические планы.
Главное, что своё
В октябре Турция обнародовала новые кадры испытаний собственной крылатой ракеты SOM-J, успешно поразившей цели в ходе морских боевых стрельб. Оружие, разработанное компанией TÜBİTAK SAGE совместно с Roketsan в качестве промышленного партнёра, отвечающего за производство и интеграцию миссии с системой, продемонстрировало хорошую управляемость после запуска и точную атаку надводной цели. Данные обстоятельства подчёркивают, что турецкие технологии наведения, передачи данных, а заодно и головки самонаведения созрели до оперативно значимых уровней для нанесения морских ударов с устаревших истребителей F-16, имеющихся в распоряжении Турции.
Это крайне важно, поскольку в таком случае турецкие ВВС получают возможность вести боевые действия против любого противника независимо от разрешений из-за рубежа или цепочек поставок.
SOM-J
SOM-J является компактной морской ударной крылатой ракетой из более широкого семейства SOM, спроектированной для размещения на фронтовых истребителях и беспилотных платформах. Имеет боеголовку, рассчитанную на выведение из строя надводных боевых кораблей средней грузоподъёмности.
Ракета сочетает в себе 140-килограммовую осколочно-фугасную (полубронебойную) боевую часть с модульным планером (длина 3,9 метра, стартовая масса около 540 килограммов) и комплектом наведения. Это инерциальная навигация с защитой от помех GPS и привязкой к местности, инфракрасная головка самонаведения с автоматическим захватом цели, сетевой канал передачи данных, поддерживающий обновление миссии и взаимодействие с другими участниками атаки.
Вся эта архитектура позволяет SOM-J летать на очень малых высотах, следуя по рельефу местности. Это нужно, чтобы свести к минимуму воздействие радаров, одновременно сохраняя захват головки самонаведения.
Испытания
Программа отражает более чем десятилетний опыт проектирования и прогрессивной интеграции. Взяв за основу семейство SOM для наземных атак, турецкие инженеры изменили баланс дальности, массы и наведения, чтобы создать оптимизированный вариант для морского использования.
За испытаниями по переноске ракеты самолётом и её отделению от носителя последовали управляемые стрельбы. Последнее видео показывает, как ракета отделяется от F-16 перед выполнением контролируемого снижения до высоты скольжения над морем, устойчивого движения на низкой высоте и маневренного терминального пробега. Такое поведение демонстрирует динамику отделения ракеты от самолёта и логику управления в полёте, работающую в условиях загромождённого целями моря.
Золотая середина
Партнёрство между TÜBİTAK SAGE (разработка) и Roketsan (индустриализация и интеграция миссии) сыграло центральную роль в переходе проекта от лабораторной валидации к оперативно репрезентативным стрельбам, ускоряя переход к тактике и обучению на уровне эскадрильи.
По сравнению с международными аналогами SOM-J занимает золотую середину. Она обеспечивает больший разрушительный эффект и противодействие, чем очень маленькие, ориентированные на насыщение боеприпасы. При этом она предполагает меньшие размеры и более простую интеграцию платформы, чем крупные противокорабельные ракеты очень большой дальности.
Компромисс в виде более крупной боеголовки и современной системы наведения, включающей канал передачи данных на дальностях около 200 километров, с конструкцией, оптимизированной для F-16 и БПЛА, способствует гибкому генерированию боевых вылетов, суверенному обеспечению и быстрой тактической адаптации в перегруженных прибрежных зонах.
Стратегические цели
В стратегическом плане каждое проверенное испытание ужесточает контроль Турции над важнейшими морскими коридорами в Эгейском и Чёрном морях, Восточном Средиземноморье, сочетая авиационные удары с национальными сетями рекогносцировки и наведения. Полёт над морем и контроль после запуска снижают уязвимость самолётов-носителей для корабельной противовоздушной обороны, что позволяет использовать тактику многоосевого наведения на цель со смешанных пакетов истребителей и беспилотных систем.
При этом в промышленном плане партнёрство Roketsan и TÜBİTAK SAGE укрепляет суверенные полномочия по проектированию головок наведения, программного обеспечения наведения и взрывателей. Данные возможности каскадом распространяются на другие семейства ракет и укрепляют безопасность поставок во время кризисов.
Для Турции это новое оружие превращается в надёжный масштабируемый инструмент удержания надводных целей в опасности в ближних морях. Одновременно страна укрепляет промышленную автономию в технологической области, которая занимает центральное место в сдерживании на море.