Экономика Турции весьма бодро начала этот год. В первом квартале темпы ее роста превзошли скорость большинства других стран, включая Китай. Но аналитики полагают, что это может быть последним рывком перед спадом после серии агрессивных повышений процентных ставок.
В январе — марте валовой внутренний продукт Турции вырос на 5,7% в годовом выражении. Это немного ниже среднего прогноза аналитиков, опрошенных Bloomberg, но выше 4% в предыдущие три месяца. По отношению к октябрю — декабрю 2023 года экономика подросла на 2,4%.
Рост слегка замедлился к концу квартала (до 4%), после того, как Центральный банк поднял ставки почти в шесть раз — до 50%. Устойчивость экономики во многом обусловлена потреблением домохозяйств, которое выросло на 7,3% в годовом выражении.
По словам экспертов, основным драйвером роста служит частное потребление. Турецкие граждане пытаются спасти свои средства от инфляции способом, хорошо знакомым многим россиянам, — скупают впрок различные товары, особенно крупные и дорогостоящие, опасаясь, что в будущем они еще сильнее подорожают.
Многие турки увеличили свои расходы в ожидании падения валюты после местных выборов в марте. Турецкие домохозяйства предполагают, что к концу года инфляция достигнет трехзначного значения. Она уже близка к 75%.
Относительно щедрая фискальная политика не помогла сдержать спрос на потребительские товары и услуги, который является одной из основных причин инфляции. Государственные расходы выросли на 3,9% по сравнению с первым кварталом прошлого года. Например, в начале года правительство подняло минимальную зарплату на 50%, чтобы компенсировать высокую стоимость жизни. По словам чиновников, это решение сыграло ключевую роль в устойчивости расходов домохозяйств.
Эксперт Bloomberg Economics Сельва Бахар Базики прогнозирует, что экономика ощутит на себе последствия ужесточения политики, которое начнется в текущем квартале и продлится до 2025 года. «Мы ожидаем, что высокие затраты по займам в сочетании с ужесточением бюджетной политики приведут к снижению годовых темпов роста в 2024 году до 3,2%», — говорит он.
Оценка динамики внутреннего спроса становится все более важной для инвесторов, которые массово возвращаются на долговой рынок Турции, привлеченные его высокодоходными активами и перспективой резкого замедления инфляции. Однако пока появилось мало свидетельств ухудшения настроений потребителей.
Рост объемов розничных продаж колеблется в районе 20%, а доверие потребителей находится на самом высоком уровне почти за год. Турецкие домохозяйства ожидают, что инфляция к концу года составит 92%, показал опрос, проведенный в этом месяце Стамбульским университетом Коч. Это более чем вдвое превышает собственный прогноз Центробанка Турции.
Снижение инфляции теперь зависит от лучшей координации денежно-кредитной и фискальной политики, а также от терпения президента Реджепа Тайипа Эрдогана, если экономика пойдет вспять.
Эрдоган, который долгое время был сторонником и политическим бенефициаром дешевых денег, год назад резко изменил курс и оставил команду технократов у руля экономики.
Более решительная приверженность сдерживанию инфляции создает предпосылки для принятия таких мер, как более жесткие бюджетные корректировки для сокращения дефицита бюджета и отказ от индексации зарплат в ближайшие месяцы.
Центральный банк ожидает, что отрицательный разрыв в объеме производства — когда экономика производит меньше своих долгосрочных возможностей — откроется после следующего месяца, и это тот момент, когда дефицит спроса должен начать сдерживать инфляцию.
Согласно протоколу заседания по процентной ставке в этом месяце, «последние показатели указывают на замедление внутреннего спроса по сравнению с первым кварталом». В то же время политики заявили, что «уровень спроса остается фактором риска для инфляции».
Что произойдет дальше, менее ясно. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что во втором полугодии темпы роста замедлятся и по итогам года он составит 2,8%. Основной риск для этой точки зрения — «разворот политики, в результате которого акцент сместится со снижения инфляции на сохранение темпов роста».