Новое обострение отношений между Турцией и европейскими странами в определенной степени приносит бонусы обеим сторонам. Жесткая позиция, занятая властями Германии, Австрии, Швеции, Дании и Голландии повышает их рейтинги на фоне роста опасений, связанных с проникновением в регион большого числа мигрантов из мусульманских стран и радикального ислама. Но и президент Турции Реджеп Эрдоган, который умело играет на патриотических чувствах турецкого народа как внутри страны, так и в диаспорах, выигрывает при любом раскладе считают опрошенные «Ридусом» эксперты.
Европа включила «красный свет»
Нельзя однозначно обвинять европейских лидеров в намеренном разжигании конфликта ради политических дивидендов. Руководство ведущих стран ЕС искренне не желает предоставлять Эрдогану дополнительную возможность для пропаганды своей политики, точнее даже, своего эго. Особенно с учетом внушительного размера турецких диаспор в этих государствах, образовавшихся после 1960-х гг., когда открыли границы турецким гастарбайтерам. Ведь пропагандисты из «метрополии» открыто призывают своих бывших соотечественников сохранять национальную идентичность и не интегрироваться в европейское общество.
«Это такое достаточно наступательное продвижение не просто интересов Турции, а лично Эрдогана как президента с расширенными полномочиями, человека, как мы видим, не всегда предсказуемого, с явными желаниями к распространению всяких паносманских идей: Я – Эрдоган – собиратель всех турок», - отмечает заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов.
Вполне понятно желание европейцев включить «красный свет» подобной пропаганде. К тому же, их позиция – это своего рода комплексный ответ Эрдогану в целом, выражение несогласия с его политикой не только внешней, но и внутренней. Европу весьма тревожит ситуация с демократическими свободами в Турции, закручивание гаек по всем направлениям после неудачной попытки переворота летом 2016 года, в том числе аресты журналистов. В частности, большое возмущение Германии вызвал недавний арест корреспондента издания Die Welt Дениза Юджела.
Маленький раскол большой Европы
Запрещая турецким чиновникам агитацию на территории своих стран, их лидеры пытаются показать, что Эрдоган не может манипулировать европейцами или кем бы то ни было так, как ему это будет удобно. «В данном случае они тоже встали в позу, показали, что не идут на поводу у тех, кто их шантажирует», - говорит политолог Каринэ Геворгян.
Вместе с тем, полного единодушия в лагере ЕС тоже не наблюдается. Так, после скандального разворота самолета с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу, который планировал в субботу посетить митинг в Роттердаме, и еще более скандального выдворения из Голландии турецкого министра по делам семьи Фатмы Бетюль Сайян Кайя, Дания предложила отложить визит премьера Турции Бинали Йылдырыма, намеченный на 20 апреля. А Франция, напротив, совершенно спокойно разрешила главе турецкого МИД выступить в воскресенье на митинге в городе Мец.
«Французы решили не вмешиваться, и их позиция тоже понятна», - замечает Геворгян. По ее словам, Эрдоган довольно грамотно воспользовался некоторой растерянностью европейских властей после избрания президентом США Дональда Трампа.
Напомним, 16 апреля в Турции должен пройти конституционный референдум, успех которого даст Эрдогану почти неограниченную пожизненную власть. И сейчас его гонцы стараются «информировать» турецкую диаспору в Европе об этом знаменательном событии. Но получается не везде. Однако своей истинной цели одиозный лидер Турции, все равно добился.
Беспроигрышная альтернатива
Активность турецких властей в Европе, связанная с проведением референдума по Конституции, повышает их рейтинг как защитников ислама, независимо от того, удалось им реально пообщаться с европейскими турками или нет. Более того, активное противодействие ряда государств ЕС лишь подливает масла в этот огонь и играет на руку Эрдогану. Публичные отказы принимать турецких министров воспринимаются как пощечина всей нации, консолидируют общество и повышают шансы на успех референдума. Эрдогану нужен образ внешнего врага, и Европа в этом качестве его вполне устраивает.
Одиозный турецкий лидер закусил удила, и уже не вполне отдает себе отчет в своих действиях и словах. В частности, по словам Белова, вряд ли он в полной мере понимает, какие струны задевает в душе немцев и голландцев, бросая им в лицо обвинения в нацизме. И если немцы еще могут каким-то образом спустить это на тормозах, то для жителей Нидерландов, которые ненавидят фашизм, это слишком болезненно.
«В доме Анны Франк просят не говорить на немецком языке, - напоминает эксперт. - Такие заявления не прощаются. И вступление Турции в ЕС, возможно, отодвинулось на еще более неопределенную дату. Но пока Эрдогану это выгодно – все эти демонстрации у посольств, возмущение. Он играет на национализме своих сограждан, их детей, которым еще предстоит выбирать, где они будут жить».
Последствия непредсказуемы
По словам Белова, конфликт очень серьезный. При этом Эрдоган считает себя в этой ситуации более сильным игроком в контексте беженцев и соответствующего соглашения между ЕС и Турцией. Он вполне может перейти от слов к делу, разорвав эти договоренности. И это лишь укрепить его позиции. «Чем хуже вся ситуация, тем для Эрдогана лучше. Но мне кажется, что он не просчитывает всех последствий. Это могут быть пересмотры торговых и прочих соглашений, это косвенно может сказаться в целом на отношениях ЕС и Турции. В какой-то момент ухудшение политического климата начнет отражаться и на конкретных цифрах турецкой экономики», - предупреждает политолог.
Каринэ Геворгян, в свою очередь, полагает, что турецкий лидер ограничится «декоративными решительными мерами» и, вполне возможно, они даже предусмотрены, например, какие-то точечные санкции, которые не сильно навредят самой Турции. А текущий конфликт постепенно сойдет на нет, поскольку есть взаимные связи и обязательства.