Военное дело

Турецкие беспилотные истребители научились сбивать воздушные цели

0 3328

Процесс переформатирования боевой авиации в направлении максимального использования беспилотных ведомых истребителей охватывает все новые страны, имеющие вес в мировом авиастроении. А заодно и те государства, которые только намерены его заиметь, благодаря все тем же беспилотным ведомым.

Испытание

На днях Турция с восторгом наблюдала испытательные боевые стрельбы, в ходе которых БПЛА Kizilelma «Кызыл-Элма» (красное яблоко) использовал ракету класса «воздух-воздух» турецкого производства для уничтожения беспилотника-мишени.

Турецкие военные утверждают, что это первый случай запуска с БПЛА ракеты класса «воздух-воздух» с радиолокационным наведением. Помимо подобных ракет идея использования беспилотников для стрельбы боеприпасами класса «воздух-воздух» не нова. Например, в 2002 году в рамках срочной программы разработки беспилотник ВВС США MQ-1 Predator был оснащен ракетами класса «воздух-воздух» AIM-92 Stinger с инфракрасным наведением. Вооруженный Stinger Predator даже обстрелял иракский МиГ-25 Foxbat, прежде чем тот просто сбил американский беспилотник.

В ходе испытаний в 2017 году БПЛА Reaper успешно сбил беспилотник с помощью ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder. Ранее в этом году выяснилось, что MQ-9 использовался для попытки перехвата неопознанного объекта в воздухе у побережья Йемена в 2024 году, и это по всей видимости был, первый известный случай, когда Reaper поразил воздушную цель в оперативной обстановке.

Турция открывает новую эру в боевой авиации?

Беспилотный истребитель Kizilelma запускает ракету. Скриншот видео

Что касается турецких испытаний, то на видео, опубликованном компанией Baykar, производителем Kizilelma, показан совместный взлет БПЛА вместе с четырьмя истребителями F-16 ВВС Турции. Всего в испытаниях с боевыми стрельбами участвовало пять F-16, включая один, выполнявший функцию сопровождения. Высотный БПЛА Akinci с большой продолжительностью полета также выполнял функцию сопровождения.

Kizilelma был оснащен двумя турецкими ракетами класса «воздух-воздух» Gökdoğan «Гёкдоган» на внешних пилонах. Одна из них, по-видимому, была инертной, но другая имела двигатель и была выпущена по беспилотнику-мишени.

Разработанная компанией TÜBİTAK SAGE, ракета Gökdoğan (сапсан), функционирующая за пределами прямой видимости (BVR), имеет возможность радиолокационного наведения и дальность поражения около 64 км. В конечном итоге Gökdoğan должна заменить усовершенствованную ракету класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 (AMRAAM) находящуюся на вооружении ВВС Турции.

Командующий ВВС Турции генерал Зия Джемаль Кадыоглу предварил проведение боевых стрельб громким заявлением:

«Сегодня мы открыли двери в новую эру в истории авиации. Впервые в мире беспилотный боевой самолёт выпустил ракету класса „воздух-воздух“ с радиолокационным наведением и поразил воздушную цель с идеальной точностью. Наш полностью отечественный и оригинальный БПЛА Bayraktar Kizilelma успешно выполнил эту историческую миссию с радаром Murad компании Aselsan и ракетой BVR Gökdoğan с активным радиолокационным наведением… Турция стала первой страной в мире, добившейся этого. Вооружённые силы Турции вошли в историю, и двери к воздушной войне нового поколения были открыты».

Вопросы без ответов

Беспилотный истребитель Kizilelma (в середине). Скриншот видео

Особый интерес представляет возможное использование в бою инфракрасной поисково-спутниковой системы (IRST) Toygun.

Подобные инфракрасные датчики представляют собой весьма эффективный способ обнаружения и отслеживания воздушных угроз, особенно малозаметных самолётов и ракет, и могут использоваться в качестве альтернативы или дополнения к радарам. В отличие от радаров, инфракрасные датчики обладают дополнительным преимуществом — они невосприимчивы к атакам средств РЭБ. Поскольку они работают пассивно, они не излучают сигналы, которые могли бы предупредить противника о том, что они подвергаются нападению.

Впрочем, на данном этапе сложно понять, кто именно из участников этой совместной атаки принимал главное решение, что не позволяет до конца оценить работу всей системы и роль в ней БПЛА Gökdoğan. Потенциально решение о стрельбе, а также данные о полёте ракеты Gökdoğan могли быть получены с бортовых датчиков Kizilelma от одного или нескольких сопровождающих F-16, которые затем передали целеуказание БПЛА. Фактически, весь бой мог осуществляться на основе данных, полученных от сторонних источников, в этом случае можно сказать, что Kizilelma не смогла самостоятельно обнаружить цель.

Также возникает вопрос, управлялся ли сам Kizilelma во время боевых стрельб с помощью истребителей F-16, с земли или с помощью комбинации этих двух методов.

Наличие БПЛА, управляемого пилотируемым тактическим самолетом, стало бы для Турции самым значительным достижением, поскольку в настоящее время такие возможности ограничены экспериментами с более совершенными американскими и, вероятно, также некоторыми китайскими и российскими беспилотниками.

Есть данные, что Россия провела летные испытания своего БПЛА С-70 «Охотник» с ракетами класса «воздух-воздух», но нет никаких доказательств того, что они были запущены. Ранее в этом году ВВС США провели заметную учебную миссию, в которой беспилотник MQ-20 Avenger управлялся пилотом в F-22 Raptor, но БПЛА не выпускал никаких ракет.

«Яблоко» против Boeing

Беспилотный истребитель Kizilelma. Скриншот видео

Очевидно, что турки со своим испытанием явно спешат. Тесты с использованием боеприпасов класса «воздух-земля» на Kizilelma начались только в сентябре, сначала с использованием боеприпасов класса «воздух-земля» отечественного производства.

Первые пуски боеприпасов «воздух-земля», в частности, инертных образцов планирующей авиабомбы «Толун» и управляемой авиабомбы «TEBER-82», были объявлены в октябре. Впоследствии, за 10 дней до боевых стрельб, состоялись первые полёты с использованием боеприпасов класса «воздух-земля».

Вполне возможно, что Турция пыталась перетянуть на себя часть инициативы Boeing, которая в ноябре объявила о намерении провести первый боевой пуск оружия с беспилотника MQ-28 Ghost Bat в этом месяце. В ходе испытаний будет задействована ракета AIM-120 AMRAAM.

Ранее в этом году представители Boeing неоднократно заявляли, что запуск ракеты AMRAAM с борта MQ-28 может состояться в конце 2025 или начале 2026 года .

Ещё до боевых испытаний программа Kizilelma привлекала внимание, будучи одним из немногих проектов полноценного беспилотного истребителя. Его разработка началась ещё в 2013 году, хотя проект был представлен общественности только в июле 2021 года, когда были представлены концептуальные проработки.

Утверждается, что БПЛА может достигать сверхзвуковой скорости и обладает определённой степенью малозаметности, при этом, он предназначен для выполнения боевых задач, типичных для пилотируемых истребителей. В частности, он рассматривается в качестве беспилотного ведомого для турецкого пилотируемого истребителя нового поколения TF Kaan.

Прежде всего, истребитель?

Беспилотный истребитель Kizilelma. Скриншот видео

Беспилотный истребитель Kizilelma, оснащенный одним турбовентиляторным двигателем, имеет схему «утка-дельта», подобную той, что используется на некоторых других малозаметных боевых самолетах, и имеет наклонные вертикальные стабилизаторы.

В целом, его конструкция ориентирована скорее на высокие эксплуатационные характеристики, чем на низкую заметность. Очевидно, что Kizilelma рассматривается скорее как истребительная машина, в том числе для прямых воздушных боев с другими платформами, а не для задач «воздух-земля».

С другой стороны, хотя Kizilelma и предлагается для совместных операций по поддержке пилотируемых истребителей, пока неясно, как именно будет работать эта концепция.

До конца неясно, станет ли Kizilelma настоящим беспилотным летательным ведомым для пилотируемых истребителей, или же будет управляться с наземной станции, пока не будет доказана его способность участвовать в совместных воздушных операциях.

Ранее предполагалось, что он будет использоваться как в независимых, так и в совместных операциях, но уровень бортовой автономности и сетевого взаимодействия, необходимый для реализации последнего, остаётся целью для самых мощных ВВС мира.

Не менее интересно, сможет ли Kizilelma в какой-то момент сбивать вражеские самолёты, обладая той или иной степенью вышеупомянутой автономности.

В целом, первый боевой запуск ракеты класса «воздух-воздух» Gökdoğan с Kizilelma стал ещё одним важным шагом для быстро расширяющегося турецкого проекта по разработке беспилотников в целом.

Хотя детали этого процесса не совсем ясны, это резонансное испытание подчёркивает тот факт, что страна нашла здесь свою настоящую нишу.