Разработка платформ для совместной боевой авиации (CCA), а по сути, полноценных беспилотных истребителей, выполняющих самые сложные миссии под управлением пилотируемых самолётов, стала главной темой 2025 года в военной авиации.
Ведущие авиационные державы и примкнувшие к ним страны-новобранцы окончательно утвердились в мысли, что достижение превосходства в воздухе и ведение рискованных воздушных операций при нынешнем уровне развития ПВО — занятие неблагодарное. Оно неизбежно ведёт к утрате обученных пилотов, боевая стоимость и значимость которых превосходят стоимость управляемых ими самолётов.
Понимание данного обстоятельства послужило отправной точкой для глобальной гонки ССА, когда ведущие производители и многочисленные стартаперы соревнуются между собой в создании максимально умных и послушных беспилотных ведомых, которым в самом пекле воздушного боя предстоит заменить опытных пилотов. Их уделом отныне станет управление беспилотниками ССА из кабин собственных самолётов с относительно безопасных дистанций.
Идея ССА оказалась настолько заразительной, что разработками в данном направлении увлеклись компании даже из не самых авиационных держав вроде Турции. Их успехи на этом пути становятся всё более очевидными, несмотря на неизбежные трудности.
И снова Kizilelma
В мире платформ CCA существует множество технологических препятствий. Среди них — общие проблемы создания пригодного к полётам реактивного самолёта, способного летать со скоростью, сравнимой со скоростью пилотируемого истребителя, будучи при этом полностью автономным. Именно этим интересны проведённые компанией Baykar Technologies в конце 2025 года испытания с беспилотным истребителем Kizilelma, о котором ранее рассказывал «Ридус».
При этом в двух отдельных испытаниях, первое из которых проведено 29 ноября, а второе — 27 декабря, Kizilelma в автономном режиме поразил самолёт-мишень ракетой класса «воздух — воздух» большой дальности.
В ходе демонстрации воздушного боя самолёт-мишень подсвечивался радаром Murad AESA производства компании Aselsan. Цель поражена разработанной Tubitak Sage ракетой Gökdoğan.
Tubitak Sage — это национальный научно-исследовательский центр Турции, сотрудничающий с Министерством обороны страны и оборонными предприятиями по важным проектам, включая высокоточные ударные ракеты, системы наведения и ракеты класса «воздух — воздух».
Ракета Gökdoğan имеет дальность действия более 65 километров и оснащена радиолокационной головкой самонаведения с каналом передачи данных, позволяющим корректировать траекторию полёта и осуществлять наведение на цели при возникновении помех. Она наводится именно на излучаемые целью помехи, а не на радиолокационные сигналы. Такая функция предоставляет ракетам сразу два канала для обнаружения цели и наведения на неё.
В ходе испытаний Kizilelma летала в строю из пяти истребителей F-16, которые несли дополнительные ракеты класса «воздух — воздух». В составе группы присутствовали командующий ВВС Турции генерал Зия Джемаль Кадыоглу, генеральный директор Aselsan и председатель Baykar Technologies.
Люди и роботы — братья по оружию?
Полёты в строю с пилотируемыми самолётами — ещё одно важное направление развития CCA, активно продвигаемое и изучаемое грандами боевой авиации вроде Lockheed Martin и Boeing.
В 2024 году подразделение компании Lockheed Skunk Works провело смешанную «наступательную операцию» по борьбе с воздушными целями, в ходе которой пилотируемый самолёт управлял двумя беспилотными истребителями с искусственным интеллектом для поражения имитированной цели. При этом в ходе серии испытаний командир боевого подразделения на борту L-39 Albatros отдавал команды в реальном времени через сенсорный интерфейс пилотируемого самолёта, назначая цели двум L-29 Delfin с искусственным интеллектом, которые совместно уничтожали имитированные самолёты противника.
Затем в июне 2024 года компания Boeing и Королевские ВВС Австралии (RAAF) продемонстрировали совместимость беспилотника MQ-28 Ghost Bat с самолётом раннего предупреждения и управления E-7A Wedgetail. Являвшаяся частью Capability Demonstration 2025 демонстрация показала, как один оператор на борту самолёта E-7A Wedgetail эффективно управляет двумя беспилотниками MQ-28 Ghost Bat в полёте и третьим цифровым MQ-28. Такая возможность подтверждает ключевой принцип оперативной концепции Ghost Bat: расширение зоны действия и зоны защиты пилотируемых средств за счёт выполнения беспилотниками функций передовых разведчиков или эскорта.
Битва за первенство
Однако вернёмся к Baykar и Kizilelma, который недолго наслаждался уникальным статусом робота, поразившего ракетой «самолёт противника». В декабре 2025 года в пресс-релизе ВВС Австралии сообщалось, что MQ-28A стал «одним из первых самолётов для совместной боевой авиации (CCA), успешно поразивших воздушную цель боевым оружием».
Во время испытания австралийский самолёт CCA выступал в роли ведомого E-7A и поразил ракетой AIM-120 цель — беспилотный самолёт Phoenix. Как говорится в пресс-релизе, работавшая над проектом команда прошла путь от идеи до испытаний за девять месяцев.
Компания General Atomics провела симуляцию применения оружия класса «воздух — воздух» с помощью беспилотника MQ-20 Avenger, служащего образцом для дальнейшей разработки технологий. В ходе испытаний в июне 2025 года самолёт совершил виртуальный патрульный полёт и взаимодействовал с пилотируемыми и беспилотными самолётами, имитируя бой двух воздушных судов.
Многие элементы второго анонса Baykar воспроизведены и в других испытаниях. Однако достижения турецкого Kizilelma всё-таки неумолимы. Двадцать седьмого декабря 2025 года два прототипа данного беспилотного истребителя совершили полёт в плотном строю с использованием автономного пилота. Согласно пресс-релизу Baykar, это стало первым подобным случаем в мире. По всей видимости, были и другие групповые полёты. Вероятно, уникальным моментом стала именно степень автономности действий турецких беспилотников.
В рамках данного испытания Kizilelma автономно взлетел и совершил боевое воздушное патрулирование без команд пилота.
«В будущем патрульные и перехватывающие миссии, традиционно выполняемые пилотируемыми истребителями для обеспечения безопасности обозначенного воздушного пространства, будут выполняться автономно флотами Kizilelma», — отмечено в пресс-релизе компании.
Хотя Baykar заявляет о мировом первенстве в полностью автономном формировании тесного строя с реактивными беспилотными летательными аппаратами, программа DARPA ACE и испытания Lockheed 2024 года достигли аналогичных результатов с использованием параметров «человек в контуре управления» или моделирования.
В целом становится очевидным, что последние дни 2025 года принесли с собой ряд интересных событий в мире адаптивных технологий. Проведённые испытания показывают, что используемые технологии находятся в стадии зрелости, а политическая воля к их успешной реализации весьма сильна. Похоже, Австралия и Турция опережают США и европейские страны, которые, по сути, находятся на гораздо более ранних этапах развития соответствующих технологий.