Масхут Гишмеев — один из тех камазовцев, кто, невзирая на выходной или праздничный день, всегда готов принять трудовую вахту. Он — электросварщик в цехе обслуживания транспортных систем ДСТиСАД. А работа у ремонтника очень ответственная: от того, насколько оперативно и качественно будет произведен ремонт оборудования, зависит весь ход производственной цепочки.
МЕЧТАЛ РАБОТАТЬ СЛЕСАРЕМ ПО РЕМОНТУ ХОЛОДИЛЬНИКОВ
Деревенский парень из Апастовского района мечтал работать слесарем по ремонту холодильников. Приехал в Зеленодольск, где их выпускают, но при поступлении в училище попал в группу электросварщиков. И ни разу не пожалел об этом. Ремесло сварного пришлось по душе, и за отличные успехи ему уже в училище присвоили разряд. Выучившись, поработал на заводе имени Серго, отслужил в армии и вскоре решился на переезд в Набережные Челны. Многие его родственники уже перебрались и ему настоятельно рекомендовали, дескать, «КАМАЗ» — перспективное предприятие.
Масхут Амянулович вспоминает, что в 1983 году устроился в УМНР — управление монтажно-наладочных работ.
И до сих пор работаю на одном месте, но менялось название подразделения, реорганизации были неоднократно. Я электросварщик ручной сварки 6 разряда, но и резаком могу работать, все зависит от вида ремонта. Если новые технологии появляются, например, полуавтоматы к нам поступили, мы их тоже осваиваем.С товарищами по бригаде он занимается ремонтом различных кранов: мостовых, козловых, кран-балок, также монтажными работами. К каждому ремонту нужно тщательно готовиться.
Для этого надо уметь читать чертежи и определять, где какой ремонт предстоит, какие заготовки самим сделать заранее, то есть учесть все нюансы, — поясняет он «Вестям КАМАЗа». — Ходим на ремонты бригадой по четыре-пять человек. Один всегда должен оставаться внизу с кислородными баллонами и сварочными аппаратами — он отвечает за пожарную безопасность. А остальные поднимаются наверх: краны располагаются на высоте, максимально это 14 метров.ЭЛЕКТРОСВАРЩИКИ ПОДДЕРЖИВАЮТ СВЯЗЬ ПО СИГНАЛЬНЫМ ЖЕСТАМ
— Связь между собой как поддерживаете?
— Мы друг друга по сигнальным жестам понимаем: «поднять», «убавить» и другим.
— Все ваши допуски надо подтверждать…
— Обучение проходим регулярно, например, по сварочному оборудованию — раз в два года, а по грузоподъемным механизмам и допуску к работам на высоте ежегодная аттестация. Я с 90-х годов работаю с личным клеймом и каждые два года подтверждаю это право.
Масхут Амянулович говорит, что в работе всегда есть что улучшить, и кайдзен-предложений у него много.
— Например, мы придумали специальный прижим, струбцину с особым захватом, чтобы рельсу на мостовых кранах прижимать к мосту. Такие мелкие приспособления делаем для удобства нашей работы, чтобы ремонт выполнить более качественно.
— Вы передаете свой опыт молодым?
— Да, сейчас обучаем молодого сварщика, он пришел полгода назад. Конечно, ему пока далеко до личного клейма, но есть ряд деталей, с которыми он хорошо справляется.
— Есть ли у вас свои профессиональные секреты?
— У каждого есть своя техника, — с хитрецой отвечает сварщик. — Это как почерк, все же пишут по-разному. И электрод ведут все по-разному, кто-то зигзагом предпочитает, кто-то кругами. По шву можно определить, кто варил. У кого-то грубый получается, у кого-то красивый…
— А у вас красивый?- Не знаю (смеется). Это у контролера надо спросить…
— Контролеры сразу видят, говорят: это Гишмеев варил, сразу все понятно, — подтверждает начальник цеха Александр Пучкин.
— Бывает потолочный шов, бывает вертикальный, — объясняет ремонтник. — Самое сложное — варить потолочный, его трудно вести, тут не все могут справиться, иметь хорошую технику сварки. Многое зависит от толщины металла. Мы занимаемся ремонтом кранов — здесь ответственность большая, поэтому у нас все стыковые швы проверяются ультразвуком или рентгеном, чтобы не было никаких пор, дыр, трещин, полостей.
— Ремонты бывают очень сложные, но Гишмеев всегда справляется, неоднократно это доказывал, и я стараюсь на такие работы привлечь именно его, — характеризует подчиненного Александр Владимирович. — У него опыт большой, участвовал и в пусконаладках, и в очень сложных ремонтах.
За многолетний добросовестный труд Масхут Гишмеев неоднократно награждался почетными грамотами, благодарственными письмами. Например, в 2013 и 2018 годах его труд отмечался Почетной грамотой «КАМАЗа». Кроме того, в департаменте специализированной техники и содержания автомобильных дорог лучшим работникам вручаются свои грамоты. В этом году в честь Дня ремонтника директор ДСТиСАД Михаил Суранович и председатель профкома ДСТиСАД Татьяна Потапова вручили пятерым работникам, в том числе и Масхуту Гишмееву, подарки и грамоты.