Культура Экономика

Творчество против вируса: как COVID-19 повлиял на сферу handmade

1 39179

Коронавирус, а также вызванный им карантин нанесли огромный ущерб бизнесу — как в России, так и в других странах. Произошедшее повлияло на самую разнообразную деятельность, начиная с ресторанного и гостиничного предпринимательства и заканчивая книжными магазинами и салонами красоты. Кто-то смог справиться со всем этим, но некоторые, к сожалению, уже никогда не оправятся от этого удара и будут вынуждены закрыться.

Гражданский журналист «Ридуса» выяснил, как пандемия повлияла на довольно незаметную часть бизнеса, которая, тем не менее, затрагивает множество отдельных людей — производство и продажу handmade товаров.

Светлана и Юля уже длительное время занимаются созданием небольших и простых, но креативных ювелирных украшений. Своими руками они создают вещи под индивидуальный заказ. Как-то при встрече выяснилось, что одну из них тянет к краскам, а у другой отлично получается создавать миниатюрные формы. Так и началось их сотрудничество.

Мы реализуем свои серьги через сайт «Ярмарка Мастеров», а также через Instagram и «ВКонтакте». По большей части заказы к нам приходят по принципу «сарафанного радио», многие заказывают в подарок близким; бывают заказы под конкретные мероприятия, такие как Хэллоуин или свадьба. Именно из-за индивидуального подхода на изготовление украшений уходит больше времени, чем если бы это были шаблонные варианты. В связи с этим мы особо не прибегали к регулярной и активной рекламе, — рассказала Светлана. © Светлана и Юлия

В ситуации с COVID-19 девушкам в каком-то смысле повезло. Они ещё до коронавируса на некоторое время приостановили процесс изготовления новых вещей, однако во время вынужденной самоизоляции каждая из них вспомнила о том, что творчество даёт очень много, поэтому они решили возобновить продажи.

Карантин не сказался на производстве: мы закупаем фурнитуру в больших объемах заранее, а глина, используемая при изготовлении, уходит в небольших количествах. Мы не работаем «на поток», поэтому материала на производство уходит не очень большое количество и хранение не занимает много места. Магазины были закрыты, однако все материалы при необходимости можно было покупать в интернет-магазинах. Изготовлять такого рода украшения можно в домашних условиях при наличии нужных инструментов и вдохновения. Поэтому самоизоляция, можно сказать, простимулировала, а не каким-либо образом навредила нашему творчеству, — отметила собеседница. © Светлана и Юлия © Светлана и Юлия

По её словам, чаще всего их украшения заказывают девушки и женщины от 17 до 40 лет. Кто-то берёт в подарок, кто-то для себя. Но абсолютно каждая хочет что-то индивидуальное. Больших проблем с продажами в период карантина мастерицы не почувствовали.

© Светлана и Юлия © Светлана и Юлия

А вот у Максима и Дианы из небольшой московской мастерской Maple Fox из-за коронавируса упали продажи. К тому же, по словам Максима, на реализацию их украшений из эпоксидной смолы повлиял и запрет на массовые мероприятия.

Продажи значительно сократились в связи с коронавирусом, все-таки в такое непростое время многим стало не до украшений и декора. Также, к сожалению, отменилась наша любимая выставка-ярмарка ArtFlection в мае, на которую мы рассчитывали привезти много новинок. Фактически вживую наши украшения можно посмотреть только на этой ярмарке, ну или при личной встрече, в других мероприятиях мы не участвуем, — пояснил Максим. Автор фото: © Диана Элакен Автор фото: © Диана Элакен Автор фото: © Диана Элакен

Целевая аудитория у мастерской разная: среди покупателей есть и люди, например, в возрасте, как мужчины, так и женщины. Мужчины чаще интересуются интерьерными вещами — светильниками, статуэтками, а женщины предпочитают украшения — кольца и кулоны. Основной же костяк — это всё-таки женщины примерно от 16 до 40. Что касается способов реализации, то это соцсети, «Ярмарка Мастеров» и зарубежная площадка Etsy.

На производство карантин не сильно повлиял. Мастерская у нас домашняя, а запасы материалов довольно обширны, поэтому работа продолжалась в штатном режиме. Единственное, пришлось изменить условия доставки по городу: до карантина по Москве я обычно встречался с покупателями лично где-нибудь в центре. Сейчас же пришлось отказаться от этой практики и отправлять заказы по Москве с помощью курьерских служб, либо отправлять почтой, чтобы не нарушать самоизоляцию. Заодно хочу поблагодарить наших покупателей, которые с пониманием отнеслись к этому нововведению, хоть оно и принесло некоторые неудобства в связи с необходимостью дополнительно оплачивать курьерскую доставку, — указал мастер. Автор фото: © Диана Элакен Автор фото: © Диана Элакен

Евгении Морозовой, создающей стеклянные кулоны со «Вселенными», в вопросе введения ограничительных мер повезло, так сказать, сесть в последний момент в последний вагон.

© Евгения Морозова © Евгения Морозова Мне очень повезло, последний компонент для своей мастерской я забрала из службы доставки 25 марта. Поэтому проблем с доступом к мастерской не возникло. Некоторые же коллеги по цеху не могли попасть в арендуемую мастерскую по три месяца — это, конечно, было грустно. С поставками некоторого стекла были перебои, но я продержалась на своих запасах, сейчас все в норме. Правда, вот инструменты из Германии теперь просто так не закажешь, но у меня, опять же, все необходимое есть, — рассказала Евгения.

Вместе с этим мастер также столкнулась с падением продаж и психологической стороной карантина. Всё-таки создающие что-то своими руками — такие же люди, как и все.

© Евгения Морозова © Евгения Морозова © Евгения Морозова

«В марте продаж практически не было. Не было и желания что-то делать. Меня, как и многих, парализовала неизвестность. Это очень давило и мешало работать. Потом все довольно быстро вернулось в прежнее русло», — отметила она.

Специализирующаяся на миниатюрах Олеся Арнышева сказала «Ридусу», что ей повезло меньше. Карантин создал для неё сложности с поставками материалов.

Были некоторое время перебои с поставкой материалов в интернет-магазины (та же глина для лепки), не было возможности купить. Да и доставка по стране осуществлялась не из всех магазинов, некоторые и вовсе временно закрывались, — указала собеседница. © Арнышева Олеся © Арнышева Олеся

Также девушка добавила, что её продажи через соцсети и Etsy упали. Её клиенты, преимущественно женщины и мужчины среднего возраста, изъявляли желание приобрести её товары, но из-за сложной финансовой ситуации предпочитали откладывать покупки или же брали что-то подешевле.

Во время пандемии продажи немного упали. Многие покупатели были готовы к покупкам, спрос остался прежним, но «немного позже, когда появятся финансы». В основном это зарубежные клиенты. По России спрос почти не изменился. Многие мои клиенты заказывали цветы и целые букеты, миниатюры в эти месяцы, но немного в другой ценовой категории, чуть дешевле. В основном проблемы были с доставкой: некоторое время за границу не было возможности отправить товар, либо он долгое время находился на таможне (около 2—4 месяцев). По России также многие не имели возможность получить свои заказы, кто-то находился за пределами города на изоляции (дача, загородный дом, в деревне у родственников), кто-то просто не мог попасть на почту, — отметила мастер. © Арнышева Олеся © Арнышева Олеся © Арнышева Олеся