Кузьмич из Атманова Угла по-молодости вместе с друзьями на Троицу ходил через поле бить вихляйских. Говорит, давили соперников до села — а там местные бабы незваных гостей кольями отгоняли.
На Успение три дня дрались между собой — один конец села на другой. На кулачные бои в Атмановом Углу собирались крепыши со всей округи. Фактически в народной забаве принимали участие мужики со всех соседних деревень.
С XVII века не прерывалась традиция биться стенка на стенку на лугу между Атмановым Уголм и Вихляйками. Старожилы помнят, что еще в 50-е годы здесь помериться силой собирались по 500−600 человек.
Гулянья три дня длились. В поле магазин на лошадях выезжал с водкой, с угощениями. Тут же и свадьбы гуляли. Там пляшут, тут дерутся — весело жили. Тогда в каждом доме по шесть-семь мужиков было, а сейчас пустые избы стоят, вспоминает коренной атмановец Алексей Кузьмич Попов.Алексей Кузьмич Попов
По его словам, стенки собирались не сразу. Сначала выходили биться один на один, часто открывались игры дракой мальчишек. Потом постепенно подтягивались взрослые, приходили мужики из соседних сел и устраивались масштабные кулачки. С вихляйскими дрались жестче, на Успение царил исключительно спортивный дух.
Почему традиция сохранилась именно здесь, трудно сказать. По всей видимости, местные начальники поддерживали кулачки. Их проводили под маркой спортивного соревнования. Это не было дракой в полном смысле слова, это было соревнованием. Били не до крови, как только появлялась кровь, человека уже не трогали, — говорит доктор исторических наук, профессор, завкафедрой российской истории Тамбовского государственного университета Юрий Мизис.В XVII веке Тамбовщину заселяли донскими и запорожскими казаками. Многие бежали на Дон и Сечь от Смуты. Бывшие крепостные возвращались уже вольными людьми, а главное с боевым опытом, который позволял отбивать набеги татар. Название Атманов Угол происходит от слова «атаман», а «угол», потому что к селу клином выходил лес.
Кулачные бои проводились по всей России, чуть не в каждом селе. Но именно здесь, на Тамбовской земле, они смогли дожить в неизменном виде до конца XX века. Коррективы внесли злые «девяностые»: понеслись заточки, ножи, мелкая арматура и прочие «аргументы». К этому времени Кузьмич был уже староват для подобных «забав», но помнит, что были и летальные случаи. Молодежь поуезжала в города, желающих биться на смерть было не много.
Это были уже не кулачки, а кровавая бойня, когда можно было себе позволить штакетину оторвать от забора и «хрякнуть» ей другого или с заточкой прийти. Но угольки старой традиции, еще той, имперской России здесь остались, — говорит председатель Тамбовского общества любителей краеведения (ТОЛК) Михаил Семенов.В 1998 году эти «угольки» начали постепенно раздувать. Тамбовские энтузиасты и предприниматели решили возрождать традицию. Использовать подручные средства запретили, вернулся спортивный дух. Постепенно мероприятие разрослось до фестиваля, получившего название «Атмановские кулачки».
В этом году он прошел уже в шестой раз и собрал за три дня около 10 тысяч человек. Здесь представлен целый комплекс традиционных народных забав, а не одни только бои: соревнования гармонистов, частушечников, танцоров; игры городки, бабки, свайка, чиж, клек и многое другое.
Центральным событием, конечно, являются кулачные бои. К ним загодя готовятся команды из разных городов. Дерутся в перчатках и шлемах. В целях безопасности запрещены удары "в зашей" и "с крыла", равно как удары ногами и подножки.
После официальной части, практически по тем же правилам может выйти биться любой желающий. В отличие от профессионалов, любители не имеют права бить в голову - разрешено «работать» только по корпусу. Сначала судьи выбирают капитанов из бывалых участников, а те уже из общей массы желающих набирают себе команды, вызывая по одному бойцу.
Деления на весовые категории нет, так что можно запросто оказаться лицом к лицу с человеком вдвое, а то и втрое больше или меньше тебя. Но на практике каждый заранее намечает себе оппонента «по плечу». В этом году общие стенки сходились пять раз.
Сравнение с драками футбольных хулиганов здесь не уместно. Глядя на бегущих навстречу оппонентов, ты точно знаешь, что они не будут тебя добивать и целенаправленно калечить. Стоит признать, что это знание несколько расслабляет: кажется, что пропустить удар не критично.
Никакой агрессии и злобы, никаких застарелых обид — чистый драйв и спортивный интерес. С каждым из этих мужиков ты мог оказаться и по одну сторону, если бы капитан сделал иной выбор при отборе.
После первых двух сходов приходит понимание, что правильная «стенка» — единый организм, действующий слажено. Капитан дает команду «первой линии» пропускать оппонентов по несколько человек внутрь «стены» и валить их организованными группами. Но толпе впервые встретившихся людей воплотить на деле эту нехитрую затею весьма проблематично.
Если тебя не будут бить со спины, это вовсе не значит, что не придется отмахиваться от нескольких бойцов. Из запрета на удары в голову не следует, что тебя не вырубят ударом в печень или солнечное сплетение. И если тебя не собираются добивать, не думай, что всегда сможешь легко и быстро подняться.
Тем не менее, серьезной дракой кулачный бой в современном его виде не назовешь. Но и детской забавой аттестовать кулачки не позволяют отбитые ребра и покрытые синяками предплечья. И все же это забава, пусть и несколько своеобразная, мужская. Такая драка дает разрядку, не превращая человека в агрессивное животное. Чистейший позитив! Разве что братину с квасом не передавали друг другу по окончании побоища.
Для того, чтобы не растерять крохи исторической памяти, исторической культуры, исторического возрождения, надо прикладывать огромные усилия. Традиция ушла из быта, но осталась в людях. Философия этих игр заключается в том, чтобы на реальном фундаменте возродить традицию. У нас тут нет официальных речей и прочей болтовни. Пришел на праздник — вливайся, участвуй! Мы не можем изменить людей, но их отношение к собственной культуре, их мироощущение можно. Мы помогаем, как умеем, людям расти, говорит председатель Тамбовского общества любителей краеведения (ТОЛК) Михаил Семенов.Уникальный фестиваль держится на энтузиазме и средствах нескольких предпринимателей. По словам Михаила Семенова, если всего пара человек по каким-то причинам больше не смогут заниматься его организацией, мероприятие канет в Лету. И это станет потерей для всей России. Увы, пока добиться поддержки государства не удается.
Возрождение традиции началось снизу, внизу может и закончится. Если бы в фестиваль вложили деньги, они бы сторицей отозвались в людях. Традиционные игры провозглашены ЮНЕСКО неотъемлемой составной частью Всемирного культурного наследия человечества. Очень важно наше наследние не растерять, продолжает Михаил Семнов.Председатель Тамбовского общества любителей краеведения уверен, что бесценная культура — это едва ли не единственное, что сегодня может предложить миру наша страна. Раз шотландцы смогли весь мир «заразить» своими килтами и кланами (при активной поддержки Лондона), то почему бы и России не заняться продвижением своей традиционной культуры?