Под флагом «борьбы со всем турецким» Ростуризм вывел с 1 января из бизнеса почти два десятка туристических операторов, работающих на самых популярных в течение новогодних каникул направлениях — «Пегас Туристик», Coral Travel, Sunmar Tour, Anex tour.
В России крупнейшие туроператоры имеют именно турецкие «корни», так как Турция давно стала самым популярным местом отдыха российского «среднего класса».
Это произошло после того, как правительством РФ было опубликовано постановление, согласно которому компаниям, находящимся под юрисдикцией Турции или контролируемым ее гражданами, запрещено с 1 января 2016 года заниматься в России строительным, туристическим и гостиничным бизнесом.
Решение Ростуризма вызвало сумятицу на рынке: вместо того чтобы помогать туристам, агентство их серьезно подставило, говорит президент Альянса турагентств Андрей Гаврилов.
«Прежде всего, мы не видим достаточных оснований для исключения этих агентств из реестра. Это распоряжение „Ростуризма“ надо оспаривать, в том числе в судебном порядке», — сказал он «Ридусу».
Но с учетом того, что в ближайшие две недели вся жизнь в России переходит в «режим stand-by», первые иски к Ростуризму могут быть поданы не ранее середины января. А уже сейчас тысячи туристов с оплаченными турами на руках не знают, что им предпринимать.
Вполне реальна ситуация, что человек, прилетев на место с оплаченным туром, может «поцеловать дверь» гостиницы, предупреждает Гаврилов.
«Сугубо по логике, распоряжение Ростуризма должно касаться только новых контрактов, а уже заключенные должны быть исполнены. Однако никто сию минуту не знает, каковой может быть практика. Ведь в нашей отрасли подобного прецедента просто не было», — говорит Гаврилов.
Одно дело, если туроператор не может исполнить своих обязательств, например, из-за банкротства. Здесь вступает в силу гражданско-правовая ответственность юрлица. Другое дело, когда этому юрлицу не дает возможность исполнить свои обязательства такая «непреодолимая сила», как орган государственной власти.
«С одной стороны, в Ростуризме успокаивают, что операторы должны исполнить уже имеющиеся обязательства, заключенные на зимний период. Но другой рукой само же агентство не дает им этого делать: ведь исключенный из реестра туроператор по закону не имеет права осуществлять свою деятельность», — сетует Гаврилов.
По сути, туристам остается надеяться на удачу. Риск усугубляется еще тем, что страховые полисы, скорее всего, не покроют расходов путешественника в случае, если ему будет отказано в обслуживании в связи с решением Ростуризма. Опять же потому, что подобных прецедентов никогда не было, и страховые компании не включают подобные случаи в понятие «форс-мажор».