Boeing понадобились десятилетия, чтобы завоевать репутацию одной из самых надежных компаний на планете, и менее шести лет, чтобы ее разрушить. Волна проблем, которая накрыла корпорацию в последнее время, уже потопила бы компанию меньшего масштаба. Но у Boeing есть солидный запас прочности. Вот только надолго ли его хватит?
Регулирующие органы, авиакомпании, пассажиры и даже сотрудники Boeing ополчились на компанию после серии катастроф и постоянного снижения ее стандартов качества. Инвесторы тоже не в восторге: акции Boeing за год упали на 27%, что делает их вторыми худшими показателями в индексе S & P 500 после Tesla.
Неприятности множатся
Новая головная боль накрыла Boeing в минувший понедельник, когда самолет 787 Dreamliner, летевший из Австралии в Новую Зеландию, внезапно вышел из-под контроля пилота и резко потерял высоту, что привело к ранению нескольких пассажиров. Пока неясно, есть ли в этом вина Boeing. Компания заявила, что собирает информацию об инциденте. Но эта история в любом случае ударит по имиджу компании, которая уже находится под федеральным расследованием по факту отрыва дверной заглушки 5 января.
За последние шесть лет Boeing была признана ответственной за две катастрофы со смертельным исходом, в результате которых погибли 346 человек, и регулярно попадала в заголовки газет из-за проблем с контролем качества. Что помогает компании удерживаться на плаву вопреки всем этим обстоятельствам?
По сути, это не частное предприятие, а неприкосновенное учреждение США, поясняет CNN, и в стране даже нет регуляторов такого уровня, которые могли бы всерьез ему противостоять. Федеральное антимонопольное управление настолько недостаточно финансируется, что полагается на «саморегулирование» Boeing. Неудивительно, что представитель ведомства на этой неделе был шокирован, обнаружив, что Boeing провалила половину аудита своего производственного предприятия.
Boeing заявляет, что усердно работает над решением проблем, выявленных ФАУ. «Мы продолжаем вносить немедленные изменения и разрабатывать комплексный план действий для повышения безопасности и качества, а также укрепления доверия наших клиентов и их пассажиров», — гласит сообщение компании.
Слишком большие, чтобы обанкротиться
Boeing часто называют дуополией, а не монополией, поскольку технически она конкурирует на глобальном уровне со своим европейским конкурентом Airbus. Но это не настоящее соревнование. Основными клиентами обеих корпораций являются авиакомпании, которые не могут внезапно переключиться на другого поставщика, если их что-то не устраивает. Пилоты сертифицированы в том или ином направлении, поэтому, как только перевозчик сделает свой выбор, он в значительной степени в нем застрянет.
Учитывая исключительную важность Boeing в американской авиационной промышленности, она подходит под определение «слишком большая, чтобы потерпеть неудачу». Авиагигант невосприимчив к большинству факторов, таких как потребительский выбор, с которыми другим компаниям приходится считаться, чтобы оставаться в бизнесе. Пассажиры могут отказаться летать на конкретных моделях Boeing, как это происходит с 737 Max, но не смогут полностью избавиться от самолетов компании. Можно ли как-то решить эту проблему?
«Первое, что нужно сделать, чтобы Boeing завоевал доверие, — это, по сути, уволить весь руководящий состав», — сказал CNN профессор Уортонской школы бизнеса Пенсильванского университета Гэд Аллон. Хотя вряд ли это случится, добавил он.
Еще одна идея, о которой время от времени говорят, — национализировать Boeing. Правительство США имеет опыт национализации коммунальных предприятий, железных дорог и аэрокосмических компаний, напомнил еще в январе директор по исследованиям Американского проекта экономических свобод Мэтт Столлер.
В конце концов, отмечает он, Boeing уже получает около 40% своих доходов от государственных контрактов, а львиную долю остальной части — от заказов на самолеты, которые американские чиновники регулярно продвигают за рубежом.
«Boeing — национальный чемпион, поддерживаемый государством. Сказка о частной фирме только мешает исправить эту некогда великую организацию», — написал Столлер.
Но Boeing не испытывает финансовых затруднений, которые обычно предшествуют национализации, хотя это также результат многолетней государственной поддержки. Национализация кажется политически интересной, но практически маловероятной.
«На самом деле не существует хорошего варианта в краткосрочной и среднесрочной перспективе», — говорит Аллон.
Больше всего он беспокоится о том, что произойдет, когда пугающие события в эксплуатации Boeing начнут учащаться. По словам эксперта, это может стать такой же серьезной проблемой, как финансовый кризис, учитывая, сколько предприятий по всему миру полагаются на самолеты корпорации.